Границы участка с 1 января 2021


Статья 43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 43- Истец (собственник земельного участка) хочет установить его границы 1. Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в настоящего Федерального закона (далее — уточнение границ земельного участка).(в ред. Федерального от 30.04.2021 N 120-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2. Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (которые являются общими частями) границ образуемого земельного участка.(в ред. Федерального от 30.04.2021 N 120-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.1.

Уточнение границ земельных участков в случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, в том числе при выполнении кадастровых работ в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, осуществляется на основании заявления лица, являющегося правообладателем одного из земельных участков, в отношении которых осуществляется уточнение границ, либо указанного в настоящего Федерального закона лица, заинтересованного в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, а также необходимых для таких государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов. В указанном случае в межевой план включается обоснование наличия ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, а местоположение границ указанных земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.(часть 2.1 введена Федеральным от 30.04.2021 N 120-ФЗ)КонсультантПлюс: примечание.С 28.10.2021 в ч. 3 ст. 43 вносятся изменения ( от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

См. будущую редакцию.3. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории.4. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.5.

В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.6.

Сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в случае:1) поступления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете в связи с изменением характеристик земельных участков, местоположение границ которых считается спорным, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади.
Сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в случае:1) поступления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете в связи с изменением характеристик земельных участков, местоположение границ которых считается спорным, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади. В этом случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;2) поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке;3) истечения пятнадцати лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о спорном местоположении границ земельных участков (в случае непоступления документов (копий документов), указанных в и настоящей части.7.

При наличии в органе регистрации прав информации о выполнении на территории определенного кадастрового квартала комплексных кадастровых работ орган регистрации прав уведомляет по адресу электронной почты заказчика и исполнителя комплексных кадастровых работ о поступлении в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, расположенного на территории, в отношении которой осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ, о результатах рассмотрения указанного заявления, а также о кадастровом инженере, подготовившем представленный с заявлением межевой план. уведомления устанавливается органом нормативно-правового регулирования.(часть 7 введена Федеральным от 17.06.2019 N 150-ФЗ)8. Если представленная в орган регистрации прав по результатам комплексных кадастровых работ карта-план территории подготовлена без учета результатов кадастровых работ и государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, указанных в настоящей статьи или настоящего Федерального закона, и в карте-плане территории отсутствуют сведения об указанной в настоящего Федерального закона ошибке в описании местоположения границ таких земельных участков, орган регистрации прав осуществляет государственный кадастровый учет земельных участков или внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков, за исключением сведений об указанных в настоящей статьи или настоящего Федерального закона земельных участках, если осуществление таких действий не влечет пересечение границ земельных участков (вне зависимости от наличия или отсутствия в карте-плане территории сведений о земельном споре о местоположении границ таких земельных участков) или необходимость изменения описания местоположения границ земельных участков, смежных и (или) не смежных с указанными в настоящей статьи или настоящего Федерального закона земельными участками.

При наличии в карте-плане территории сведений об указанной в настоящего Федерального закона ошибке в описании местоположения границ земельных участков, указанных в настоящей статьи или настоящего Федерального закона, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости содержащиеся в карте-плане территории сведения о местоположении границ таких земельных участков, в том числе осуществляет их государственный кадастровый учет.(часть 8 введена Федеральным от 17.06.2019 N 150-ФЗ)9.

В срок не более пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений и (или) осуществления государственного кадастрового учета на основании карты-плана территории, подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, орган регистрации прав размещает в личном кабинете кадастрового инженера, подготовившего карту-план территории, и направляет в электронном виде заказчикам таких работ уведомление, в котором указывается информация о результатах рассмотрения заявления: перечень объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в соответствии с настоящей статьи, перечень объектов недвижимости, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании карты-плана территории в соответствии с настоящей статьи, а также в случае, предусмотренном настоящей статьи, перечень объектов недвижимости, содержащиеся в карте-плане территории сведения о которых не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с указанием причин невнесения таких сведений.
В срок не более пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений и (или) осуществления государственного кадастрового учета на основании карты-плана территории, подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, орган регистрации прав размещает в личном кабинете кадастрового инженера, подготовившего карту-план территории, и направляет в электронном виде заказчикам таких работ уведомление, в котором указывается информация о результатах рассмотрения заявления: перечень объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в соответствии с настоящей статьи, перечень объектов недвижимости, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании карты-плана территории в соответствии с настоящей статьи, а также в случае, предусмотренном настоящей статьи, перечень объектов недвижимости, содержащиеся в карте-плане территории сведения о которых не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с указанием причин невнесения таких сведений.

уведомления о результатах внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных при выполнении комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, утверждается органом нормативно-правового регулирования.(часть 9 введена Федеральным от 22.12.2020 N 445-ФЗ) Открыть полный текст документа

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года

Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года.

В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2021 году:

  1. Раздел (один участок делится на несколько)
  2. Перераспределение земельных участков
  3. Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков

Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения.

Уточним какова процедура и порядок перераспределения в 2021 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора.

Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

  1. Собственниками участков являются физические или юридические лица.

В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.

  1. Собственниками с одной стороны выступают физическое/юридическое лицо, а с другой — муниципальное образование.

Наиболее распространенная, но и более сложная процедура.

Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года?

По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие с 2020 года упразднили и заменили на . Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу, который предусматривает новый для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан.

Они связаны со вступлением в силу, который предусматривает новый для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью.

Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата. Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти.

Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление. Заявление о перераспределении земельных участков Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой.

Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой.

Также заявление можно подать через госуслуги или по почте. В заявлении обязательно должно быть указано:

  1. ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  2. Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  3. Кадастровые номера участков

Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:

  1. выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).
  2. схема расположения земельного участка (если нет проекта )
  3. выписка из , либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю

Это не исчерпывающий список документов.

При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы. Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.

Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  1. Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
  2. Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;

Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков. Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.

Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка?

Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится , право подписи которого принадлежит только зарегистрированному , кроме того, дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.

Для того, чтобы оформить следует выбрать кадастровую компанию или в своем регионе из .

По ссылке вы найдете бесплатный и удобный , с помощью которого можно выбрать исполнителя . Диск с , а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.

Когда вновь созданные участки будут поставлены на , тогда старые прекратят свое существование.

Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади () может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.

Межевание земель общего пользования в СНТ в 2021 году по закону 217-ФЗ от 01.01.19

Закон о садоводстве 217-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2020 года, коснулся порядка формирования юридических лиц – объединений дачников, садоводов и огородников. Новый закон также внес коррективы в области в СНТ и ОНТ.

Какие нововведения коснулись межевания общих земель СНТ, для чего оно нужно и обязательно ли его делать в 2021 году, рассмотрим подробнее. Закон о садоводстве ввел новые понятия и свел многочисленные дачные образования к двум формам – садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) и огородное некоммерческое товарищество (ОНТ). Если ранее дачные участки имели другие названия (дачные партнерства, дачные кооперативы и другие объединения граждан) – то по новому закону их надо переименовать либо в СНТ, либо в ОНТ.

На этом нововведения не закончились.

К СНТ и ОНТ добавилась такие требования, как открытия счета в банке, (), изменения устава и определение границ территории СНТ.

Все это легло на плечи правления в лице председателя и его помощников. Если говорить конкретно о общей территории, то закон требует, чтобы границы СНТ и ОНТ были обозначены и определены, для этого собирается общее собрание, принимается решение о проведении межевания общих земель СНТ, затем выбирается и готовится . (Уточнить в вашем регионе и выбрать подходящую компанию можно при помощи.) Статья 22 Закона 217-ФЗ гласит, что СНТ в целях использования территории общего пользования должны подготовить .

Проект планировки включает в себя проект межевания территории. Для ОНТ же, проект планировки не требуется, но отмежевать территорию все же придется, огородникам достаточно подготовить проект межевания.

общих земель в СНТ делается для того, чтобы юридически закрепить свои границы и смело пользоваться общими землями, предназначенными для нужд всех садоводов и огородников. На организуют проезды, проходы, детские площадки, ставят сторожки, облагораживают общедоступные места и устанавливают ограждения, чтобы не допустить проникновения третьих лиц.

Эти земли и постройки на них, передаются в общую долевую собственность членам СНТ. Для того, чтобы получить земель общего пользования в СНТ необходимо подготовить проект планировки территории.

Для разработки проектов планировки и межевания общих земель СНТ действуют федеральные законы и постановления администраций на местном уровне. К примеру, в Московской области применяют Постановления от 04.12.2018 N 884/39, в котором четко расписан порядок действий при межевании общих земель СНТ.

  • Обращение в органы гос. власти за разрешением. Перед этим, председатель СНТ должен собрать общее собрание для согласования проведения межевания территории общего пользования СНТ, так как расходы на межевание ложатся на членов товарищества и непосредственно затрагивают их интересы.
  • Регистрация в Росреестре. Пакет документов по передается на регистрацию, как правило, через МФЦ, далее органы Росреестра проверяют законность сведений и ставят СНТ на .
  • . Для подготовки проекта следует обратиться в специализированную организацию, которая готовит проект планировки и межевания территории, на основании имеющейся документации и замеров.
  • Когда проект планировки территории разработан и подготовлен он должен пройти процедуру утверждения органами местной администрации.

Закон, конечно, говорит о том, как должно быть.

Каждое юридическое лицо, будь то СНТ или ОНТ, должны закрепить свои границы путем межевания.

Однако четких сроков для проведения этих действий на территориях уже сформировавшихся товариществ нет. Соответственно и штрафные санкции в данном случае не применимы.

Пока межевание земель общего пользования в СНТ по закону не сделано, земли считаются собственностью муниципальной власти. А значит любые постройки на территории фактически могут признать самостроем или распорядиться ими на свое усмотрение, при этом не спрашивая разрешения у членов СНТ.

Поэтому в интересах собственников участков СНТ подготовить проект межевания общих земель. Закон не обязывает, но оставляет это действо пока на усмотрение собственников.