Информационная безопасность статьи ук рф


Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации


См. комментарии к статье 272 УК РФ от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ часть 1 статьи 272 изложена в новой редакции 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

от 28 июня 2014 г. N 195-ФЗ в часть 2 статьи 272 внесены изменения 2.

То же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ статья 272 дополнена частью 3 3.

Деяния, предусмотренные или настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ статья 272 дополнена частью 4 4. Деяния, предусмотренные , или настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, — наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ статья 272 дополнена примечаниями Примечания.

1. Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. 2. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

< глава 28.> Статья 273. >> Содержание

Анализ УК РФ в области ИБ Текст научной статьи по специальности «Право»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х Малый // Творческое наследие Казанских юридических школ и современные тенденции развития юридической науки / под ред. И.А. Тарханова. — Казань: Изд-во Казан.

ун-та, 2016. — С.307-310. 6. Рафалюк Е.Е.

Понятия, виды и формы евразийского и латиноамериканского интеграционных объединений (сравнительно-правовой анализ) / Е.Е.

Рафалюк // Журнал российского права. — 2016. — № 1. — С. 154 — 168. © Темаева Ю.С., 2016 УДК 343 Хлестова Дарья Робертовна Студентка 3 курса ИУБП БашГУ, г.

Уфа, РФ E-mail: Байрушин Фёдор Тимофеевич к.б.н., доцент кафедры ИПОБ БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: АНАЛИЗ УК РФ В ОБЛАСТИ ИБ Аннотация Статья представляет собой анализ уголовного кодекса Российской Федерации в области информационной безопасности. Проведена сравнительная статистика по совершенным преступлениям в сфер информационных технологий.
Проведена сравнительная статистика по совершенным преступлениям в сфер информационных технологий. Ключевые слова Информационная безопасность, уголовный кодекс, защита информации.

Информатизация общества идёт огромными темпами, очевидно, что вместе с эти происходит рост преступлений с использованием различных компьютерных технологий. Возникает вопрос, как наказать злоумышленника за серьёзные деяния (то есть не просто административной ответственностью, по КоАП РФ) в сфере компьютерной информации. Тут вступает в силу единственный источник уголовного права в Российской Федерации — уголовный кодекс.

Итак, компьютерные преступления — это деяния, совершенные с использованием компьютерной информации. При этом, компьютерная информация является предметом и (или) средством совершения преступления.

Основной главой УК РФ, отвечающей за наказания в сфере компьютерной информации, является глава 28, содержащая в себе 3 статьи: • Статья 272.

Неправомерный доступ к компьютерной информации. • Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ.

• Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Ещё уголовный кодекс РФ содержит в себе ряд статей, регламентирующих отношения в области обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства- ст. 138 нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, ст. 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ст.

159.6 мошенничество в сфере компьютерной информации, ст. 276 шпионаж, список можно расширить. Отметим, что уголовные наказания в сфере информационной безопасности в нашей стране прописаны достаточно подробно, однако реагирование на преступления в данной области происходит не всегда своевременно.

Отдельно выделим статьи предусматривающие наказания за нарушения в сфере защиты и обработки персональных данных: МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 2410-700Х • Статья 137 Нарушение неприкосновенности частной жизни • Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации • Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации.

Судебная статистика показывает, что по статьям, включенным в главу 28, чаще всего судебные решения выносятся по статье 272. По статистке число преступлений в сфере компьютерной информации растет, поскольку значимость 1Т отрасли в жизни общества по прежнему возрастает. Только в 2015 году процент преступлений в сфере компьютерной информации вырос более чем на 60 процентов.

Экономике России действиями киберпреступности нанесён ущерб в 203,3 млрд руб. или 0,25% объёма ВВП, в 2015 году. В зарубежных странах существует своя практика по ответственности преступников за преступления в сфере информационной безопасности.

Поскольку часто преступления в сфере компьютерной информации имеют международный масштаб, необходимо знать, как данный вопрос регулируется в той или иной стране.

Многие страны приняли нормы уголовной ответственности за преступления в сфере информационной безопасности с момента появления данного понятия в жизни людей. Так, например в 1993 году в Нидерландах был принят закон о компьютерных преступлениях, дополняющий уголовный кодекс страны.

Большое количество статей посвящённых различным преступления в сфере информационной безопасности личности, общества и государства содержится в уголовных кодексах Германии, Франции и Испании.

В заключении стоит отметить, что законодательство в области информационной безопасности в России постоянно обновляется и пересматривается. Как дальнейший вектор развития можно выделить -согласование российской нормативно — правовой базы с международной практикой, а так же разработку более быстрой улучшенной системы реагирования на преступления в сфере компьютерной информации. Список использованной литературы: 1.

Уголовный кодекс Российской Федерации 2. CNews [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/it_v_organah_gosudarstvennoj_ vlasti_2013/interviews/aleksej_moshkov/ (Дата обращения: 23.10.2016) 3. Право т [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravo.ru/news/view/122040/ (Дата обращения: 23.10.2016) iНе можете найти то, что вам нужно?
Право т [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravo.ru/news/view/122040/ (Дата обращения: 23.10.2016) iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . ©Хлестова Д.Р., Байрушин Ф.Т., 2016 УДК 61 Читаишвили Дали Тамазовна MD, доктор философии Ассистент профессор департамента клинических навыков ТГМУ, г.Тбилиси, Грузия электронная почта: Манджавидзе Ирма Teнгизовна MD, доктор философии Проф.; руководитель департамента клинических навыков ТГМУ, г.Тбилиси, Грузия электронная почта: ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ И ПРОЦЕДУРНЫХ НАВЫКОВ В ТБИЛИССКОМ ГОСУДАРСВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Аннотация В Тбилисском Государственном Медицинском Университете (ТГМУ) внедрен симуляционный курс с использованием манекенов по освоению практических навыков для студентов 2-го, 4-го и 6-го курсов

Информационная безопасность и ее уголовно-правовая защита в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

Информационная безопасность и ее уголовно-правовая защита в Российской Федерации ы а Степанов-Егиянц Владимир Георгиевич, канд.

юрид. наук, доцент. Московский Государственный Университет имени М.В.

Ломоносова. Информационный фактор играет значительную роль в государственно-созидательном процессе, в представлении и отстаивании интересов государства. Особое место в этом спектре общественных отношений занимают проблемы правового обеспечения информационной безопасности.

Статья посвящена актуальным проблемам современного уголовного права и уточнению понятия «информационная безопасность» с точки зрения ее уголовно-правовой защиты в Российской Федерации. В статье указано, что состояние информационной безопасности может быть достигнуто на основе использования механизма правового регулирования, в том числе и на основе использования системы уголовно-правовой защиты. Автор работы определяет, что информационная безопасность в уголовно-правовом контексте, являясь объектом уголовно-правовой защиты, формирует общественные отношения, которые способствуют полноценному обеспечению прав, свобод и законных интересов человека, гражданина общества и государства на основе создания эффективной системы уголовно-правового противодействия различным формам преступных посягательств в информационной среде.

Ключевые слова: информационная безопасность, социальные отношения, преступление, уголовно-правовая защита, уголовный кодекс.

5 « а 6 Современное состояние общественного развития характеризуется как этап формирования информационного общества. Внедрение новейших информационных технологий значительно ускоряет процесс получения, обработки, анализа информации. Широкий и оперативный доступ к информации повышает эффективность ее использования, что становится неотъемлемым элементом управления всеми институтами и процессами.

Широкий и оперативный доступ к информации повышает эффективность ее использования, что становится неотъемлемым элементом управления всеми институтами и процессами. Тенденции глобализации в современной эпохе проявляются, прежде всего, в информационной сфере, обеспечивая диалог культур и цивилизаций во всех направлениях жизнедеятельности человечества.

Современная Россия в полной мере включена в процессы информатизации общества и формирования единого мирового информационного рынка. Информационный фактор играет значительную роль в государственно-созидательном процессе, в представлении и отстаивании интересов государства.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Особое место в этом спектре общественных отношений занимают проблемы правового обеспечения информационной безопасности . Как отмечает И.Л. Бачило, в мире произошел

«переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации»

[1, с.

108]. Открытость информации и обусловливает уязвимость общественных отношений, которые обеспечиваются информационными технологиями, с помощью которых информация создается, используется и передается. В этой связи Президент РФ В. В.

Путин указывает, что защита информационного пространства России от современных угроз — это одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности. Президент Российской Федерации отмечает, что надежная работа информационных ресурсов, систем управления и связи, имеет исключительное значение для обороноспособности страны, для устойчивого развития экономики и социальной сферы, для защиты суверенитета России в самом широком смысле этого слова [2].

Президент Российской Федерации отмечает, что надежная работа информационных ресурсов, систем управления и связи, имеет исключительное значение для обороноспособности страны, для устойчивого развития экономики и социальной сферы, для защиты суверенитета России в самом широком смысле этого слова [2]. Соответственно, четкое правовое регулирование информационной сферы и информационной деятельности выступает залогом эффективного использования информационного фактора в обеспечении развития Российской Федерации и предупреждения возможных негативных влияний на государство и общество, на каждого конкретного человека, включенного в те или иные информационные правоотношения. Все это обуславливает актуальность темы данного исследования, которая определяется тем, что информационный фактор в современном информационном обществе стал выполнять ключевую организационно-управленческую и регулятивно-контрольную функцию.

К проблемам информационной безопасности обращались П. Г. Андреев, Н.И. Бусленко, П.У. Кузнецов, В.Н. Лопатин, Т.А. Полякова, Н.А.

Полянская, С.Ю. Соболь, О.М. Цыденова и др., однако, определение понятия «информационная безопасность» в уголовно-правовом смысле требует дальнейшей научной разработки и уточнения в связи с интенсивным развитием информационных технологий, роста преступности в данной сфере, необходимостью эффективного реагирования государства на противоправные проявления в информационной среде с использованием механизмов уголовно-правого реагирования.

Таким образом, целью данной статьи является уточнение понятия «информационная безопасность» с точки зрения ее уголовно-правовой защиты в Российской Федерации.

Следует отметить, что информационные отношения, в которых субъектами передачи информации выступают как индивиды, так и социальные группы, являются разновидностью общественных отношений. В данном случае, актуальным является также общее правило относительно охраны государством наиболее важных форм общественных отношений, в процессе которой государство устанавливает соответствующие правовые нормы, регламентирующие права, обязанности и правила поведения их участников. Соответственно, те информационные отношения, в которых названные субъекты участвуют как носители прав и обязанностей, установленных нормами информационного права, называются информационно-правовыми отношениями (или информационными правоотношениями) [9].

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, непосредствено информационая безопасность рассматривается как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

При этом, общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на правовые, организационно-технические и экономические. В Доктрине установлено, что к правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере и нормативно-методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации [4]. В свою очередь, ч. 1 ст. 16 Федерального закона

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

определяет, что защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации [13].

Достижение данных целей возможно путем правового регулирования, которое должно обеспечить целенаправленное воздействие на общественные отношения в информационном пространстве с помощью правовых (юридических) средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Сами по себе информационные отношения возникают и развиваются во всех видах социальной деятельности: в сфере государственного управления, в конституционных, гражданско-правовых, административных, уголовно-правовых отношениях.

Столь широкий спектр общественных отношений, возникающих в процессе обращения информации, требует того, чтобы вопросы информационной безопасности решались путем использования комплексного механизма правовой защиты на основе применения не только норм собственно информационного права, но и с использованием норм конституционного, административного, гражданского, хозяйственного, банковского и уголовного права.

Таким образом, определенные виды информационных отношений в обществе регулируются правовыми нормами, которые, прежде всего, регламентируют параметры информационных процессов в той или иной сфере нормативно-правового регулирования.

Безусловно, оборот различных видов информации (например, частной, коммерческой, информации, которая составляет военную, государственную тайну), регулируется различными правовыми нормами, которые соответствуют ее специфике. В зависимости от вида информации законодательство предусматривает наличие или отсутствие тех или иных ограничений или запретов. В связи с этим, анализ основных видов информации позволяет распределить ее на две группы: открытую, которая свободно распространяется в информационной сфере, и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно лишь на условиях конфиденциальности или секретности [10].

К открытой информации относится, например, информация, которая создается в процессе творчества и не относится к объектам авторского права; информация, которая передается СМИ; официальные документы; информация, которую личность не считает необходимой скрывать и добровольно обнародует в различных информационных источниках и т.

д. К информации ограниченного доступа относится, например, документированная информация о государственной, служебной, коммерческой тайне (в порядке защиты интересов государства, организации, предприятия); документированная информация, содержащая сведения, касающиеся научных, технологических, технических разработок (в порядке защиты секретов производства и науки); персональные данные граждан и лиц без гражданства (в порядке защиты тайны личной жизни) и т.

д. [3, с. 35-36]. Однако, на наш взгляд, общепринятая схема «открытой и закрытой информации» не может до конца раскрыть особенности существующих исключений и ограничений, которые присутствуют в информационном обороте.

Так, например, подобная схема не делает четких разграничений между информацией, содержащей государственную тайну, доступ к которой может быть предоставлен только ограниченному кругу лиц, и информацией, которая может быть передана любым заинтересованным лицам за соответствующее вознаграждение (те же ноу-хау), причем это может быть как передача копии этой информации, так и полная передача всех прав на подобную информацию.

С другой стороны, говоря об открытой информации, опять же можно утверждать, что она может быть закрытой для определенного круга лиц. Например, это касается ст. 37 Закона Российской Федерации «О О 55 I» £ 55 П П о ы а а « а б iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . средствах массовой информации», в которой указано, что распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией, т.е., в данном случае, речь идет об ограничении доступа к такого рода информации для детской и юношеской аудитории, хотя конкретно в данном законе об этом не сказано [5].

Попробуйте сервис . средствах массовой информации», в которой указано, что распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией, т.е., в данном случае, речь идет об ограничении доступа к такого рода информации для детской и юношеской аудитории, хотя конкретно в данном законе об этом не сказано [5]. По мнению автора, основой классификации информационных отношений должны стать не понятия «открытости» или «закрытости» информации, а методы правового регулирования, касающиеся оборота (обращения) информации. Можно выделить два таких метода — диспозитив-ный и императивный.

В соответствии с диспозитив-ным методом условия обращения информации порядок ее использования, распространения, передачи прав третьим лицам определяются либо владельцем этой информации лично, либо на основе договора с заинтересованными лицами.

Это не означает отсутствия нормативно-правового регулирования оборота этой информации, но в рамках этого регулирования существует соответствующая свобода действия для участников информационного обмена. Например, сведения о себе, которые лицо добровольно выложило в социальной сети в режиме общего доступа, можно свободно использовать (ссылаться на них, цитировать информацию и т.

д.) не получая, при этом, согласие лица, которое обнародовало эту информацию.

Также существует специфический оборот информации, регулируемый императивным методом, характеризующимся наличием четких законодательных предписаний, отмена и изменение которых по согласию сторон невозможна. Это касается, например, установленных законом прямых ограничений в отношении государственной, служебной, врачебной, адвокатской тайны, определенных видов статистической информации, персональных данных и т.д. Ценность такой информации, а также ее способность при недобросовестном использовании нарушать права, свободы и законные интересы собственника обусловливает необходимость правового регулирования оборота информационного потока с целью обеспечения информационной безопасности государства, личности, предприятий и организаций.

В ряде случаев, в зависимости от социальной значимости информации, ее охрана обеспечивается нормами уголовного права, хотя, при этом, следует указать на тот факт, что непосредственно понятие «информационая безопасность» в Уголовном кодексе РФ не используется. Однако, анализ терминологии, касающейся информационных отношений в уголовно-правовом смысле, позволил Д.А. Калмыкову сделать вывод, что в действительности, информационная безопасность являет собой совокупность самых разнообразных отношений, которые содержат информационный компонент в качестве неотъемлемого элемента [6].

Что касается оснований уголовной ответственности за преступления в информационной сфере, то они, в принципе, являются традиционными для любого уголовно-наказуемого деяния: речь идет о противоправности, которая выражается в нарушении определенных норм, обеспечивающих информационную безопасность; о наказуемости, особенностью которой является то, что за то или иное деяние предусмотрена уголовная ответственность; о виновности, которая выражается в форме действия или бездействия; о причинной связи между противоправным действием и наступившими в результате его отрицательными последствиями. Уточняя данные положения, целесообразно отметить, что в наиболее общем смысле личность следует считать находящейся в состоянии информационной безопасности тогда, когда ее потребности в информационной сфере обеспечены и защищены должным образом. Речь идет о том, что личность имеет возможность получать достоверную и достаточную информацию, которая не наносит ущерба морали, нравственности, не оказывает психологического давления на личность, не ведет к изменению психичесих установок и норм позитивного социального поведения, сами информационые отношения не наносят субъекту материального, репутационого, морального ущерба.

В свою очередь, общественно опасными необходимо признавать такие посягательства в сфере информационной безопасности, которые исключают или значительно затрудняют реализацию информационной потребности, нарушают права граждан на тайну личной жизни, нарушают информационный комфорт личности, что выражается в манипулировании сознанием, в навязывании идей, которые не соответствуют нормам общественой морали и нравственности, ведут к экономическим, моральным потерям для физических лиц либо организаций.

При таком подходе следует согласиться с мнением, что «информация, как некоторое сведение, выступает в качестве средства причинения, которое можно использовать и в позитивном, и негативном направлении, вплоть до ведения информационных войн. Информация выступает в качестве активной силы, что дает основание для выделения информационной причинности, наряду с энергетической. Причинные возможности информации настолько большие, что с ее помощью можно воздействовать на человека, изменяя его поведение, можно убить его, можно совершать хищения путем подделки чеков и платежных ведомостей, приписки сверхурочных часов работы, перечисления денег на фиктивные счета и т.д.

Особенно возросли эти возможности с появлением компьютерных средств» [11]. Отметим, что уголовная ответственность за правонарушения в информационной сфере определяется статьями Уголовного кодекса РФ, которые расположены в различных разделах и главах. В действующем УК из общего перечня информационных отношений, которые подлежат уголовно-правовой охране, особо выделены отношения, возникающие в связи с уголовно наказуемыми посягательствами в области компьютерной информации (гл.

28 УК ). Речь идет о неправомерном доступе к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), о создании, использовании и распространении вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ), о нарушении правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст.

274 УК РФ). В разделе «Преступления против личности» предусмотрен состав такого преступления, как клевета (ст.

128.1), в разделе «Преступления в сфере экономики» вошли такие составы преступлений, как мошенничество в сфере компьютерной информации (ст.

159.6), фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (ст. 170.1), незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст.

187), злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст.

185.1), незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, (ст. 189). Нормы, регулирующие информационные преступления, имеются и в разделе, объединяющем

«Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»

, например, заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.

207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237). В свою очередь, в разделе «Преступления против государственной власти» предусмотрена уголовная ответственность за шпионаж (ст.

276), разглашение государственной тайны (ст. 283), а в главе «Преступления против порядка управления» данного раздела имеется статья, предусматривающая уголовную ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст.

320 УК). iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Указанные статьи УК РФ не охватывают всех возможных преступных посягательств на информационную безопасность, фактически «информационная» составляющая присутствует и в иных составах преступлений, которые на первый взгляд, не посягают на информационную безопасность, поскольку не наносят ущерба материальным интересам субъекта, не вторгаются в сферу государственных либо коммерческих интересов, не ставят целью хищение, уничтожение, модификацию информации, но, тем не менее, имеют ярко выраженное негативное информационное воздействие. Например, такие составы как незаконное изготовление и оборот порнографических материалов или предметов (ст.

242), а также изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1) имеют непосредственное отношение к информационной безопасности, поскольку посягают на психологические основы жизнедеятельности личности в сфере морали и нравственности, посредством распространения информации и материалов порнографического содержания. Таким образом, принимая во внимание сказанное выше, можно констатировать, что, несмотря на отсутствие в нормах УК такого понятия, как информационная безопасность, фактически исследуемое понятие входит в целый ряд норм УК РФ и на семантическом уровне присутствует в диспозициях различных статей Уголовного кодекса РФ в виде специфических терминов таких, как «разглашение», «распространение», «незаконные изготовление», «незаконный оборот».

Также можно утверждать, что, несмотря на то, что информационная безопасность традиционно ассоциируется, главным образом, с компьютерными технологиями и соответствующими им уголовно-правовыми отношениями, значительное количество статей Уголовного кодекса РФ направлены на защиту иных отношений, в которых использование компьютерной техники и информационных технологий не предполагается либо таковое использование не является определяющим. Речь идет об обеспечении сохранности различных видов тайн (личной, государственной), обеспечении неприкосновенности частной жизни, а также чести и достоинства человека и гражданина, об обеспечении права на доступ к информации, права на комфортную информационную среду, не посягающую на мораль, нравственность, психологический комфорт личности. В этой связи, едва ли является рациональным предложение относительно включения в действующий Уголовный кодекс РФ специальной главы, посвященной обеспечению информационной безопасности, поскольку в настоящее время значительная часть преступных деяний так или иначе связана с посягательствами на информационный суверенитет и права личности, государства, общества в сфере информационных отношений [7].

Что касается конкретизации понятия «информационная безопасность» в уголовно-правовом смысле, то, по нашему мнению, она, являясь объектом уголовно-правовой защиты, формирует общественные отношения, которые способствуют полноценному обеспечению прав, свобод и законных интересов человека, гражданина общества и государства на основе создания эффективной системы уголовно-правового противодействия различным формам преступных посягательств в информационной среде.

Непосредственно состояние информационной безопасности достигается включением в нормы уголовного права конкретных указаний по поводу определения состава преступлений, критериев общественной опасности тех или иных деяний, способных обеспечить применение уголовно-правовых норм в случаях, когда имеет место преступное посягательство на общественные отношения, связанные с безопасным созданием, использованием и обращением информации. Литература 1. Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информации.

— М.: Юринформцентр, 2001. 253 с. 2. В.В. Путин обозначил четыре направления в сфере информационной безопасности [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://www.vesti. ru/doc. html?id=2012558&cid=7 3.

Гаврилин Ю.В. Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации. — М.: Книжный мир, 2001. 88 с.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://base.garant.rU/182535/#ixzz3IHLQNJY3 5. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (с изменениями и до- О в и iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . £ В m fi H полнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/smi/ 6.

Калмыков Д. А. Информационная безопасность: понятие, место в системе уголовного законодательства РФ, проблемы правовой охраны.

Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08 / Калмыков Д.А. — Ярославль, 2005. 219 с. 7. Калмыков Д.А.

К вопросу о необходимости формирования отдельной главы УК РФ «Информационные преступления» // Проблемы совершенствования юридической техники и дифференциации ответственности в уголовном праве и процессе.

Сб. научн. ст. — Ярославль: ЯрГУ, 2008, Вып. 3. С. 43-52. 8. Кузнецов П.У. Правовая методология информационных процессов и информационной безопасности (вербальный подход): Монография.

— Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2001. 263 с. 9. Северин В.А. Правовое регулирование информационных отношений // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2000. № 5. С.

21 — 36. 10. Стрельцов А. А. Направление совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации // Информационное общество. 1999. № 6. С. 15-21. 11.Тер-Акопов А.А.

Преступления и проблемы нефизической причинности в уголовном праве — М.: «ЮРКНИГА». 480 с. — Режим доступа: http://lawdiss.org.ua/books/a1399.doc.html 12.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ 73.Федеральный закон

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

от 27 июля 2006 г.

№ 149-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://base.garant. ш/12148555/#х223!Н1\1Т2Е7К

Законодательный уровень информационной безопасности

Основным законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года.В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 — право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.В принципе, право на информацию может реализовываться средствами бумажных технологий, но в современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами информационных серверов и поддержание доступности и целостности представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 — право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.В Гражданском кодексе Российской Федерации также есть статьи, связанные с защитой информации.

Например, в статье 857 говорится о банковской тайне:

«Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.»

Статья 1225 вводит перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Статьи 946 и 1123 посвящены тайне страхования и тайне завещания соответственно. Это подразумевает,как минимум, компетентность в вопросах ИБ и наличие доступных (и законных) средств обеспечения конфиденциальности у тех, кто должен защищать вышеуказанную информацию. Весьма продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс Российской Федерации (редакция от 18 февраля 2020 года).

Глава 28 — «Преступления в сфере компьютерной информации» — содержит четыре статьи:

  1. статья 274.1. Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации.
  2. статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации;
  3. статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
  4. статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.

Первая имеет дело с посягательствами на конфиденциальность, вторая — с вредоносным ПО, третья — с нарушениями доступности и целостности, повлекшими за собой уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, четвертая — неправомерному воздействию на критическую информационную инфраструктуру Российской ФедерацииСтатья 137 УК РФ предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской, коммерческой и налоговой тайны играет статья 183 УК РФ.Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации нашли наиболее полное выражение в Законе «О государственной тайне» (редакция от 29 июля 2018 года). В нем гостайна определена защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Там же дается определение средств защиты информации.

Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну ; средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Подчеркнем важность последней части определения.Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

от 27 июля 2006 года номер 149-ФЗ (принят Государственной Думой 8 июля 2006 года). В нем даются основные определения, намечаются направления, в которых должно развиваться законодательство в данной области, регулируются отношения, возникающие при:

  • применении информационных технологий;
  • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • обеспечении защиты информации.

Процитируем основные определения:

  • предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
  • конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
  • распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
  • информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
  • оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
  • информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
  • информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
  • электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
  • обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
  • информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
  • документированная информация — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
  • доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

Мы, разумеется, не будем обсуждать качество данных в Законе определений. Обратим лишь внимание на нетрадиционность определения конфиденциальности информации, приравнивающего конфиденциальность к неразглашению.В статье 3 Закона сформулированы принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

  • обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  • свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  • установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  • равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
  • недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
  • неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  • достоверность информации и своевременность ее предоставления;

Отметим, что в этих принципах явным образом фигурируют целостность (достоверность) и доступность (своевременность предоставления) информации.В статье 9 Закона содержатся следующие положения:

  • Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
  • Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
  • Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
  • Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
  • Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
  • Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
  • Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
  • Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Отметим, что в этой статье упор делается на конфиденциальность информации.Статья 16 целиком посвящена вопросам защиты информации.