Как развод происходит у мусульманин


Как развод происходит у мусульманин

10 правил развода в исламе

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой.

Что говорит ислам о разводе? 1.

Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви.

И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано:

«Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод»

.

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода. 3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись. 4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.
Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина.

В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора. 6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой.

Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности. 8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга.

Например, если один из супругов занимается прелюбодейством. 9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал:

«Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод»

. Супругам следует избегать развода.

При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

Сайда Хайат

Редкие, но существующие: разводы по мусульманским обычаям и особенности их проведения

› › В исламе больше чем во многих других религиях отрицательно относятся к разводу.

Представителям этой конфессии необходимо иметь четкое обоснование, почему они хотят расторгнуть брак. При этом даже если супруги способны назвать причины, по которым они хотят развестись, их намерения все равно могут вызвать неодобрение у родственников и тех, с кем они общаются. Но несмотря на это, их все-таки разведут.

В исламе можно выделить четыре вида разводов:

  1. мубараах (по взаимному согласию);
  2. хуль (осуществляется женщиной);
  3. талак (инициируется мужчиной);
  4. лиан (в случаях супружеской измены).

Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности.

Согласно исламской вере, для Аллаха нет ничего радостнее, чем, когда его рабы – верующие — живут в любви, мире и согласии. Поэтому адептам данной религии предписывается стойко переносить все разногласия и трудности, возникающие внутри семьи. А когда конфликты развиваются до состояния, при котором возможен развод, супруги и их близкие обязаны сделать все от них зависящее, чтобы прийти к примирению и не допустить расторжения брака.

Поэтому в исламе существует ряд правил, которые предписывается соблюсти при разводе.

К каждой из сторон должны быть представлены судьи – доверенные лица супруга и супруги. Их задача – разобраться в конфликте и найти способ для примирения.

Однако, естественно, не всегда имеются возможности для нормализации отношений. Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак.

Он может быть выражен как в устной, так и письменной форме.

Вне зависимости от того, каким образом талак был выражен, мужчина обязан соблюдать период ожидания, который называется идда. Его срок равняется 3 месяцам. На протяжении него мужчина и женщина не должны вступать друг с другом в интимные отношения даже в том случае, если в это время они живут в одном доме (хотя подобное запрещается, но по факту соблюдается не всегда).

Интересно то, что мужчина должен сказать талак трижды, при этом не разом, а с определенным временным промежутком – 1 раз за 1 период менструации женщины, то есть фактически – месяц. Также не считаются случаи, когда супруг сообщает о намерении развестись, когда у его супруги месячные.

В исламе у женщины тоже есть право развестись, но только если на то есть определенные основания. Подобный процесс называется хуль. При этом супруга обязана вернуть махр – ценный свадебный подарок.

В случае с талаком он остается у жены. При этом, если к моменту развода махр еще не был полностью передан, мужчина обязан его предоставить в полном объеме.

По инициативе супруги развод может быть выполнен только в том случае, если на ее муже находится какая-то тяжелая вина.

Для достижения поставленной цели ей необходимо обратиться к судье и представить ему доказательства, достаточные для убеждения в достоверности приведенных доводов.

При этом уважительной причиной может являться исключительно то, что противоречит моральным правилам, установленным в исламской культуре.

Например, в качестве нее может выступать отречение от религии. Что касается случаев супружеских измен (Лиан), здесь жертва тоже обязана доказывать соответствующий факт. В качестве этого обычно используются показания четырех людей, которые не имеют своей заинтересованности в разводе супругов.

Существует два вида расторжения браков: талак раджгий и талак баин.

В первом случае предусмотрена возможность возврата жены, тогда как во втором – таковая отсутствует. Талак раджгий действует трижды.

То есть, если он объявлялся единожды, мужчина может сказать своей бывшей жене «Я вернул тебя», и в результате семья будет считаться восстановленной. Однако при этом у супруга останется только два талака.

Но даже после третьего развода у мужчины все равно имеется возможность воссоединиться с супругой в период идды.

В случае с объявлением талак баин простой возможности сойтись нет.

Это можно сделать только при соблюдении четырех условий:

  1. у нее не должно быть намерений развестись, чтобы потом вновь выйти замуж за предыдущего супруга:
  2. женщина должна вновь должна вступить в брак, но за другого мужчину;
  3. соответствующий союз обязан быть настоящим;
  4. нужно, чтобы в новой семье у нее были полноценные отношения, которые включают в том числе интимную близость.

Очень мало супругов впоследствии сходятся после талак баин. В частности, это связано с тем, что, как правило, женщины не хотят рвать отношения с новым мужем. Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: — Москва и обл.

— Санкт-Петербург и обл. — Другие регионы РФ Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Подобные меры разрешены в исламе.

Подтверждением этого являются соответствующие строки в хадисе. В частности, там говорится о том, что Ибн Умар расторг отношения с супругой во время, когда у нее была менструация.

Пророк же сказал, чтобы он вернул свою жену, дождался окончания ее месячных, а развелся с нею, когда та будет беременна. Среди мусульман не очень принято расторгать брак с женщиной, когда та вынашивает ребенка.

Это связано с порицанием мужчины, который решился на подобное действие.

Супруга в исламе сравнительно обделена в правах.

Супруге дозволяется инициировать развод только в случаях измен мужа, и когда он не соблюдает моральные нормы. При этом женщина обязательно должна доказывать, что мужчина является не очень хорошим семьянином или плохим мусульманином. Если ее доводы не смогут убедить судью, ей не позволят развестись.

Если ее доводы не смогут убедить судью, ей не позволят развестись.

В исламе существует такое понятие, как мубараах. В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию.

Это самый простой способ выйти из официальных отношений.

Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:

  1. не очень хорошее материальное положение;
  2. отсутствие доверительных отношений.
  3. взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
  4. сватовство (вмешательство родителей);
  5. ошибочный выбор супруга/супруги;

При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение.

Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия. В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.

Маленьких детей, как правило, оставляют матерям.

Это обуславливается тем, что у женщин больше милосердия и терпения.

Мать обязана соблюсти ряд условий, чтобы ее дети были с ней.

Ей нужно:

  1. не иметь супруга махрама (близкого родственника).
  2. не заниматься воровством, не вступать в половую связь вне замужества;
  3. находиться в мусульманской вере;

Суд может не передать матери ее ребенка, если она имеет слабый рассудок и/или считается нечестной.

Если же по каким-то причинам соответствующая всем вышеприведенным критериям разведенная женщина не желает заниматься воспитанием своих детей, суд может передать их на опеку бабушке по линии матери. Бывают ситуации, когда и эта возможность недоступна. В таком случае дети могут быть переданы матери отца или его сестре.

Как можно убедиться, в исламе существуют достаточно жесткие ограничения на развод. При этом необходимо соблюсти ряд достаточно трудных в исполнении правил, чтобы его получить. Но мужчины все-таки находятся в более выгодном положении.

Единственная для них ощутимая трудность – это соблюдение трехмесячного периода воздержания. Менее значимая проблема – сдерживание родственниками, которые в мусульманских семьях оказывают большое влияние на семейную жизнь супругов. Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва , Санкт-Петербург , Регионы Поделиться ВКонтакте Facebook Одноклассники Twitter Добавить комментарий Согласен на обработку персональных данных Бесплатная консультация по телефону Москва СПб Регионы prozakon.guru Электронный правовой журнал © 2018–2021 – Электронный правовой журнал.

Все права защищены Копирование материалов разрешено только с указанием первоисточника.

Портал о юридической помощи. Наша команда старается предоставить исчерпывающую информацию по любым юридическим вопросам.

Бесплатная консультация: Мск Спб Регионы По вопросам рекламы: Вопросы нашему юристу Вы можете задать любые вопросы нашему персональному юристу бесплатно Задать вопрос эксперту Спасибо! В ближайшее время мы опубликуем информацию. Adblockdetector

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод.

А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т.

е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.
О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов. Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами.

Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений. Первое- развод бывает обязательным.

В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит:

«Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев»

.

В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод.

Если же он не даёт развод, имам говорит ему:

«Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод»

. Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого.

Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба.

Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями»

, т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями.

Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис:

«Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»

: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам?

Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг.

Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе.

Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт.

Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины. Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается.

Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным. В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет.

Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова.

Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение. Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа.

То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет.

Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод.

Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца).

Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод? Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе.

Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов. В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении.

На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком. Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях. В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить жене, с которой у него до развода были половые отношения.

Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно.

Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась.

Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы.

Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита.

Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав.

Он сказал: «Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает.

И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки.

И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей». Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно.

Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Особенности развода по шариату: порядок расторжения брака по мусульманским обычаям

» В исламском вероисповедании большое внимание уделяется взаимоотношению полов. Развод в исламе не вызывает одобрения, как и в других религиях. Расторжение брака – это травма, хаос в душе двух людей.

Шариат хотя и разрешил разводы, но без особого благословения. Исламская мудрость гласит:

«Подумай 10 раз перед тем как жениться, в случае развода подумай в 10 раз больше»

.

Разводы в исламских семьях случаются редко — когда восстановить гармонию в семье уже невозможно.

По мусульманским обычаям, для расторжения брака требуется соблюдение определенных правил. Брак в исламской религии – это договор о совместной жизни, обеспечивающий стабильность, уверенность, спокойствие супругам и их детям. Разрыв супружеских отношений считается самым ненавистным Аллаху из разрешенных им действий.

Развод (талак, хиллюль акди) объявляется письменно, словесно, знаком для немого.Талак бывает:

  1. Обязательным — иля, когда муж дает клятву о невступлении в близость с женой больше 4 месяцев. По истечении определенного срока жена может потребовать у мужа половой близости. Супруг обязан дать развод, если не удовлетворит требование.
  2. Неразрешенным – харам, если ущемляются права женщины.
  3. Желательным – сунна, когда муж не может обеспечить жену, или жена совершила большие грехи.

Когда утрачиваются достоинства брака, семья распадается. При невозможности уладить спор между супругами самостоятельно со стороны обеих семей могут быть присланы справедливые представители.Расторжение семейного союза порицаемо в шариате.

Развод – последний шаг, если все попытки к примирению оказались тщетными.По шариату, инициировать развод может как муж, так и жена. Мужчины в исламских странах наделены большими правами, чем женщины. Браки распадаются чаще по инициативе мужей.

Процедура состоит в трехкратном произнесении слова «талак» в присутствии двух свидетелей. Причину разрыва отношений мусульманин может не озвучивать — так сохраняется доброе имя бывшей жены. Развод по инициативе женщины происходит реже, когда муж длительное время не выполняет супружеских обязанностей – не содержит жену, не живет в семье.Распространенные причины расторжения браков в мусульманских семьях:

  1. длительное отсутствие мужа в семье;
  2. наличие второй жены.
  3. несерьезное отношение к церемонии брака, когда в отношения вступают с целью лучше узнать друг друга, пожить, а если не получится — разойтись;
  4. неприязнь со стороны родителей;
  5. работа жены, если муж относится халатно к обеспечению семьи;
  6. несоблюдение законов шариата, пренебрежение обязанностями мужа или жены;

  7. эгоизм, неуважение, нежелание изменять своим привычкам;
  8. существенные различия в вере, возрасте, социальном статусе, образовании;

Три раза «талак» и за дверь: развод в арабских странах

7 декабря 202055 тыс.

прочитали2,5 мин.123 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы55 тыс.

прочитали до концаЭто 45% от открывших публикацию2,5 минуты — среднее время чтенияНаверное, многие слышали, что по Исламу для развода мужчине достаточно трижды сказать слово «талак» (развод), и женщина должна уйти из дома, в чем есть.

Поэтому, мол, в арабских странах женщины круглостуточно ходят в золоте — чтобы, ежели чего, не пришлось уходить с пустыми руками. Процедура развода через «талак» с одной стороны, действительно считается нормой по шариату, с другой — официальное расторжение брака гораздо сложнее.

Расскажу на примере Египта. По статистике, процент разводов здесь– самый высокий среди арабских стран и составляет 40% (хотя за верность этой статистики я не ручаюсь). При этом в деревнях люди разводятся довольно-таки редко, так что в городах, скорее всего, этот процент существенно выше.

Ислам допускает развод, хотя не одобряет его. В большинстве случаев родственники сделают все возможное, чтобы примирить супругов, особенно если в семье есть дети.

И все-таки развод сегодня — уже не редкость. Еще 10-20 лет назад отношение к разведенным было хуже: люди до последнего старались сохранить видимость семьи хотя бы ради детей.

Считалось, что девочке из разведенной семьи будет сложно выйти замуж. У египетских христиан развод невозможен, за очень редким исключением (обычный светский брак можно расторгнуть на общих основаниях, но очень сложно развенчаться, тем более — получить разрешение на повторное венчание). Христианки долго добиваются права на развод, но коптская церковь стоит на своем и не развенчивает без очень веских причин (доказанная измена, смена религии).

Отсутствие детей, болезни супругов и «не сошлись характерами» — не причина для развода.

В таких случаях можно разъехаться, но остаться супругами на бумаге.Для развода мужчине-мусульманину достаточно трижды произнести слово «талака» – развод. После двух «талака» еще возможно примирение, но третий развод уже окончательный.

Оформление развода на бумаге не займет много времени, если инициатор развода – мужчина, или же развод происходит по обоюдному согласию. Если развестись хочет жена, то такой развод называется хула и проходит значительно сложнее и дольше – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Раньше женщина могла лишь просить развода у мужчины и получала свободу только с его согласия, но благодаря поправкам, принятым по инициативе Сюзан Мубарек, женщины получили возможность развестись без согласия мужа, хоть и не быстро. В случае, если инициатором развода является женщина, она не получает муахр — отступные, прописанные в контракте.

Если же мужчина хочет развестись, он обязан выплатить ей эту сумму (а это могут быть ого-го какие деньги).

У египтян нет понятия совместно нажитого имущества – на кого что записано, тому то и принадлежит.

Дети обычно остаются с матерью, на мужчину ложится обязанность обеспечить их жильем (часто они остаются жить в квартире отца, хоть она им и не принадлежит), а также выплачивать алименты, размер которых определяет суд (обычно от 15% до 50% от доходов отца, но фиксированной ставки нет). Часто женщины подают еще и на компенсацию за прожитые с этим мужчиной годы (для этого нужно доказать вину мужчины в том, что жена подала на развод). Однако в случае повторного замужества женщины дети останутся с ней только если мужчина не возражает против этого (обычно мужчина против).

Чаще всего детей забирает бабушка по материнской линии, или же они уходят в семью отца. Если жена – иностранка, ситуации бывают разными.

Как правило, дети все равно чаще остаются с ней, но бывший муж может воспрепятствовать их выезду из Египта. Но здесь многое будет зависеть от вероисповедания матери, намерений отца (если он намерен любой ценой забрать детей, женщине будет сложно), а также от адвокатов.

Бывают случаи, когда отец просто не отдает детей, даже если у женщины на руках решение суда в ее пользу. Начало темы про египетские свадьбы — : граф Дракула отдыхает �Что такое Если понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Впереди еще много интересных историй!________________________________________________________Еще больше о ЕгиптеМои книги о Египте:(Эксмо)(Эксмо)Книги доступны в бумажном и электронном виде.

Развод – самое ненавистное из дозволенного

20 Июль 2011 19831

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого.

Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода. Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены.

Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение):

«Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод»

(Абу Давуд, Ибн Маджа).

Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи.

Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их.

Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35). Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья.

Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл):

«…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…»

(сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т.

е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т.

д., или подобной фразы. Поскольку развод – это разрыв отношений с женой, то для этого существуют условия, которые необходимо соблюдать при разводе, т. е. при произнесении слова «талак», и после развода, а именно: Первое. Не дозволяется давать жене развод в период её менструального цикла.

Если муж разведётся с женой, сказав бракоразводные слова в тот период, когда у неё менструация, то он совершает запретное. Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным. Второе. Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструации, то запрещено давать ей развод.

Муж должен подождать до завершения нового цикла менструации, как бы долго он ни длился. После завершения этого цикла он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод.

Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным. Третье. Нежелательно заявлять о разводе сразу более одного раза.

Следует ограничиться однократным разводом, поскольку это позволяет мужу как достичь желаемого, так и вернуть жену обратно, если он изменит своё решение в течение установленного срока (идды). Если же он сразу даст жене троекратный развод, то он не сможет соединиться с ней, пока она не выйдет замуж за другого и не произойдёт близость с ним, и только после развода с ним или его смерти она может снова выйти замуж за своего первого мужа. Желательно, чтобы продолжительность времени между каждым случаем произнесения слов развода соответствовала месячному циклу жены, т.

е. после каждого раза, как у неё завершатся месячные выделения, произнесение одного развода. Нежелательно говорить: «Ты разведена два раза» или «ты разведена три раза», или: «ты разведена, ты разведена, ты разведена».

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «О Пророк! Когда вы (т. е. мусульмане) хотите развестись с жёнами, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счёт этому сроку (для случая возврата их обратно) и бойтесь Аллаха, Господа вашего (подчиняйтесь Его велению и запретам).» (сура «Ат-Талак», аят 1).

В этом аяте в словах Всевышнего «согласно установленному сроку» имеется в виду, чтобы произнесение слов развода происходило после каждого раза, как у супруги завершатся месячные выделения, и ей можно будет совершать обязательные молитвы. Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл человек и сказал, что он развёлся со своей женой, объявив ей формулу развода сразу три раза. Пророк (мир ему и благословение) рассердился на него и сказал: «Ты играешь с Книгой Аллаха!

Я же ведь среди вас». Четвёртое. Необходимость соблюдения женщиной идды.

Идда после развода – это период времени, в течение которого женщина после развода не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Пятое. Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод один или два раза, а затем не вернул её себе в жёны, заявив это вслух до окончания срока идды, т. е. не вернул её словами: «Я возвращаю тебя себе в жёны» или «Я возвращаю тебя» в течение срока идды, до истечения которого она не имеет права выйти замуж за другого. Шестое. Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод трижды.

Нет разницы, произнёс муж бракоразводные слова трижды сразу одновременно в одном месте или между каждым менструальным циклом жены по одному разу, или же произнёс один раз, имея намерение дать троекратный окончательный развод. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока не вступит в законный брак с другим мужчиной и между ними не произойдёт половое сношение.

А если по какому-либо случаю они разведутся, то после этого, соблюдая все условия, такие как завершение времени идды, совершение нового никяха и выплаты махра и т.

д., прежний муж может взять её снова в жёны.

Об этом Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа (и между ними произойдёт близость), а если тот (за которого она выйдет замуж) даст ей развод, то нет греха над ними (имеется в виду на ней и на её первом муже), что они вернутся друг к другу (т.

е. к супружеской жизни), если оба они думают выполнять установления Аллаха.

Таковы установления Аллаха, которые разъясняет Он для людей знающих» (сура «Аль-Бакара», аят 230). Таким образом, Творец сделал жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод, до тех пор, пока она не побывает замужем за другим.

Это вызвано тем, что в первые годы Ислама жёнам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали. И Всевышний Аллах ниспослал следующий аят (смысл):

«Развод (после которого можно вернуть жену) допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях (без вреда по отношению к ней), либо отпустить её по-доброму…»

(сура «Аль-Бакара», аят 229).

Тем самым Всевышний ограничил число разводов, что оградило женщин от произвола их мужей, т.

к. мужья будут знать, что если он и в третий раз произнесёт бракоразводные слова, то он уже не имеет права вернуть её себе в жёны, пока она не выждет время идды после его развода, потом выйдет за другого, вступит с ним в половую близость, и, если они по какому-либо случаю разведутся, она опять выждет время идды после второго мужа, и только потом она становится ему дозволенной для женитьбы на ней ещё раз. Если при совершении брачного договора (никях) перед человеком, за которого она выходит замуж после развода с первым мужем, поставить условие и сказать:

«Когда ты совершишь с ней половой акт, ты с ней разведёшься»

или «…она после этого не твоя жена», то такое условие делает этот никях недействительным. Но если при заключении брачного договора условия о разводе не оговариваются, то такой никях считается действительным, даже если они разведутся сразу после половой близости, но это нежелательно.

Следует знать, что после первого и второго произнесения слова «талак» жена имеет право на содержание и обеспечение жильём со стороны мужа в течение периода идды. Если после первого или второго произнесения слов талака до истечения времени идды муж не вернул её себе в жёны, как сказано выше, то они могут вновь соединиться (без необходимости выйти ей замуж за другого), обновив весь процесс никяха, соблюдая все его первоначальные условия.

Это возможно, если при разводе будет произноситься слово «талак» (т. е. бракоразводные слова) только один или два раза вместе или отдельно и при этом супруг, произнеся слова талака один или два раза, не подразумевает под этим троекратный развод (талак). Если же супруг произнесёт слово «талак» три раза или же, произнеся его один раз, будет иметь намерение на троекратный развод, то брак полностью расторгается.

После этого, согласно Шариату, супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии вышеупомянутых условий.

Примечание. Любая семья, которая окажется в доразводной или послеразводной ситуации, должна проконсультироваться у алимов и имамов, разбирающихся в этих вопросах, и, ещё раз взвесив, решить, стоит ли прибегать к такому серьёзному средству, как развод. Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем .

Расторжение брака по исламским законам

» » , Как известно, в исламе семья является важнейшей единицей и развода стараются всячески избегать для ее сохранения.

Однако невозможно избежать случаев, когда два человека не могут ужиться под одной крышей из-за различных сложностей и жизненных обстоятельств. Хотя ислам и проповедует верность своему супругу и домашнему очагу, на абсолютно нерасторжимом браке религия не настаивает.

Ислам учитывает жизненные нужды своих верующих и допускает разрыв брачных отношений.

При этом важно учитывать и знать древние традиции, с которыми связан развод в этой религии.

Оглавление По мусульманским обычаям для того, чтобы начать бракоразводный процесс, жена должна услышать от мужа слова, подтверждающие его намерение развестись: “я дал тебе развод”, “ты разведена”.

Так как исламское право нацелено на сохранение крепкой семьи, на расторжение брака даётся много времени и развод может проходить в три этапа.

Два первых бракоразводных процесса могут быть не завершены, и семья остаётся в нетронутом состоянии.

Если же брак решаются расторгнуть и в третий раз, тогда уже супругов разводят окончательно. В целом удлиненная процедура бракоразводного процесса позволяет супругам обдумать свое решение и даёт время на примирение.

Важно! При получении развода со стороны мужа — для чего жене нужно услышать от мужа “ты разведена”, “я развелся с тобою” — женщине разрешено заново вступить в брак только после прошествии примерно трёх месяцев (3 менструальных цикла). За этот разводный период устанавливается ясность в возможной беременности от мужа, давшего развод.

Существуют и исключения:

  • Если жена забеременела, то окончательный развод наступит для нее только после родов вне зависимости от того, первый, второй или третий развод был озвучен .
  • При отсутствии критических дней (по причине пожилого возраста и др.) на разводный период выделяется 3 месяца ровно .
  • При разводе до вступления супругов в половые взаимоотношения женщине не нужно соблюдать разводный период (). Уже при получении первого развода она имеет право уйти из дома. Муж может вернуть жену с ее согласия, если та не будет ещё замужем за другим мужчиной. При трехэтапном же бракоразводном процессе вернуть жену будет нельзя.

По канонам Корана не только муж может быть инициатором развода с женой, такое же право даётся и женщине в таких случаях как:

  • Наличие у партнёра физического недостатка, который не позволяет ему вступать в половую близость, или муж не хочет этого.
  • Плохое отношение к жене, физическое или моральное насилие.
  • После заключения брака муж заболел серьезным недугом (сифилисом, проказой, туберкулёзом и др.), который опасен для жены.

При всех перечисленных обстоятельствах женщины могут требовать расторжения брака. Для получения развода жена выплачивает мужу хуль (компенсация за махр, который представляет сумму расходов на свадьбу). Важно! При несогласии супруга на хуль правомочно обращение в суд со стороны жены для получения этого права.

По словам Пророка: “Самое ненавистное Аллаху из разрешённого – развод” (, ч. 2, стр. 214, No 2794), что говорит о том, что для расторжения брака нужна крайняя необходимость.

Шариат признаёт чувства и эмоции души своих верующих, поэтому предоставляет мусульманам право на развод.

Особенно мужчине в ситуации, когда тот питает ненависть к жене. Для того, чтобы подать на развод, мужчина должен соблюдать прописанные в Коране правила:

  • В период критических дней жены муж не вправе подать на развод, как и после их окончания, если половое сношение состоялось. Таким образом, расторжение брака может произойти только в чистый период при отсутствии половой связи между супругами.
  • Развод возможен, если жена ведет себя аморально к родственникам со стороны мужа и к нему самому, если изменяет ему.
  • После развода мужчина выплачивает махр (свадебный подарок жене), если он не был выплачен до момента расторжения брака, также на мужчине лежат обязанности по обеспечению жены на протяжении 3х месяцев после талака и выдаче ей ее имущества.

Важно!

Если муж без веских на то причин произносит талак, то разрыв отношений возможен, но муж становится грешником до конца его дней. Исламскими богословами определено, что в гневе человек не может нести ответственность за свои слова и действия.

Такие богословы как, в частности, Ибн Таймийя и Ибн Кайим говорили, что высказывать свои мысли человек может в состоянии “открытости” и “закрытости”. Если мужчина разгневан и непреднамеренно сказал о том, что хочет дать развод своей жене, то он был в состоянии “закрытости” и не собирался разводиться на самом деле. То есть слова его в этот момент не нужно воспринимать всерьез, а нужно игнорировать.

Важно! Развод дозволен дважды, после второго супругу следует удержать или отпустить (сура 2, аят 229). В исламе считается, что если мужчина в гневе наговорил разного, но потом успокоился и пожалел о сказанном, то намерения расторгнуть брачный союз у него не было. Таким образом, то что говорится в неадекватном состоянии, не воспринимается всерьёз, не учитывается.

Как происходит развод в исламе важно знать тем, кто планирует вступить в брак по мусульманским обычаям.

Как разводятся в исламе и каким правилам следуют, исполняя это решение?

  • Женщина может обратиться в судебную инстанцию, если муж не исполняет свои супружеские обязательства. Для того, чтобы судья оформил развод, ей необходимо будет предоставить доказательства, подтверждающие невыполнение мужем обязанностей, оговоренных Кораном.
  • По предписанию веры в случае желания развестись, супруги должны постараться примириться на первом этапе.
  • Причины развода в исламе строго оговорены Кораном. Для разрыва брачных отношений один из супругов должен аморально себя вести, его поведение должно противоречить исламу. Например, он должен изменять, не вести с супругом половую жизнь и т.д.
  • При нарушении мужем брачного договора он обязан выплатить жене махр в его полном размере. В случае, если махр уже вручался жене, он оставляется ей в полном объеме.
  • По законам ислама верующие люди, связанные узами брака, должны жить в мире и согласии, это важнейшие условия веры, в которой ценится терпение и размышление. Хотя развод и дозволен, но он крайне нежелателен.
  • Отречение супруга от ислама также служит причиной расторжения брачного союза. Для сохранения семьи оба партнёра должны быть мусульманами, если же кто-то из пары перестает быть мусульманином, происходит аннуляция брака.
  • Талак — ответ на вопрос о том, какое слово говорят мусульмане при разводе. Талак — это развод, расторжение брачных отношений со стороны мужчины. Огласить свое решение мужчина может как устно, так и письменно. Сделав это, он запускает период ожидания, который длится три месяца (идда). В этот период вступление в интимные отношения запрещено, даже при совместном проживании.
  • Хуль (развод, который требует жена по исламским обычаям) может быть потребован женщиной при наличии на то причин. Когда жена требует хуль, она должна возвратить махр по причине расторжения брачных договоренностей.
  • Если примирения достичь не получается, муж и жена могут развестись.

Алгоритм бракоразводного процесса в исламе:

  • Проговаривание формулы, приводящей к разводу, в первый раз.
  • Спустя месяц формула проговаривается ещё раз.
  • Ещё через месяц формула проговаривается в третий, заключительный раз.

Такой процесс может иметь место, когда супруги сомневаются в правильности своего решения. Благодаря времени, которое даётся на развод, супруги могут обдумать и взвесить свое решение.

Развод является крайней мерой, которая предпринимается только в случаях полного непонимания в семье. К разводу супругов могут побудить разные причины, однако в исламе люди должны решать этот вопрос в соответствии с верой. При уверенности в своем решении брачные отношения могут быть расторгнуты, но только с соблюдением предписанных Кораном условий.

Благодаря тому, что исламское право основано на Божественном Откровении, оно даёт мужу и жене шансы на восстановление брака до окончательного его расторжения. Воспользоваться этим правом — священная необходимость для каждого мусульманина.

Смотрите также: Понравилась статья? Заданные вопросы Nickname Муж грозит отобрать ребенка, как мне быть? Алиса Развод с мужем – как пережить?

Карина Измена мужа, как сохранить семью? Лучшие советы Алёна Как женщине жить после развода? Аделина Отсутствие отца Свежие записи Алименты Взыскание задолженности Развод в одностороннем порядке Порядок расторжения брака Порядок оформления документов Бланки Дети при разводе Метки При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.

Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт. Задать вопрос Прикрепить фото Дать совет Прикрепить фото Спасибо!