Кто может проводить медосмотр водителей перед рейсом


Кто может проводить медосмотр водителей перед рейсом

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей


Из этой статьи вы узнаете, кто и в каком порядке проводит предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей. Также сможете скачать образцы журналов предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей. Образец журнала предрейсового медицинского осмотра Образец журнала послерейсового медицинского осмотра Рекомендации по проведению предрейсовых медосмотров

Необходимость проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей прописана в ч. 5 ст. 23 ФЗ №196. Очередные коррективы и дополнения к этому закону вступили в силу с 30.12.2018 г.

Цель медосмотров: предрейсовых – не позволить лицам, которые не в состоянии безопасно управлять транспортными средствами, садиться за руль. Это делается для:

  1. защиты окружающей среды от попадания в нее опасных веществ, которые перевозит автомобиль.
  2. сохранности автомобиля, груза;
  3. сохранения жизни и здоровья водителя, пассажиров, окружающих людей;
  4. обеспечения безопасности дорожного движения;

послерейсовых – выявить случаи воздействия на трудящихся ОПФ и производственных вредностей, проконтролировать поведение водителей после того, как их путевые листы заполнены.

Все эти медосмотры обязательны даже в тот день, когда работник прошел ежегодную медкомиссию. Также советуем прочитать нашу статью: Содержание Различия в проведении предрейсового медицинского осмотра и послерейсового медицинского осмотра состоят в следующем.

Предрейсовые медосмотры обязательны для каждого из водителей компании. Исключение – водители, которых в рейс экстренно вызывают аварийные службы. Время вызова неизвестно заранее, а когда он поступает, на счету каждая секунда.

Поэтому ст. 23 ФЗ №196-ФЗ разрешает им сразу отправиться спасать жизни и имущество.

Послерейсовые медосмотры проходят только водители, задействованные в пассажироперевозках либо транспортировке опасных грузов. Предрейсовый медицинский осмотр, как и послерейсовый медицинский осмотр, проводятся регулярно. Необходимость определяется видом выполняемой работы. Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик.

Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик. Законодательство разрешает проводить медосмотр водителей перед рейсом и по возвращении только специально назначенным медработникам.

Они должны проходить соответствующее обучение и иметь действительный сертификат. За качество отвечают работодатели.

Им разрешено:

  1. привлекать на договорных условиях сотрудников больниц. При этом нужно следить, чтобы у больницы имелась лицензия на проведение этой категории медосмотров;
  2. вводить соответствующего медработника в свое штатное расписание, создавать соответствующие подразделения. Право так делать прописано в п. 4 ст. 24 ФЗ № 323-ФЗ. В зависимости от объема работы и количества задействованного персонала можно организовать кабинет, медпункт, медчасть. В обязанности медперсонала такого подразделения целесообразно включать не только проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а и предоставление медпомощи всем трудящимся компании.

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  • Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч.

    журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

  • Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  • Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  • Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение.

    Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.

  • Подготовить помещение для медосмотров.

    Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава: — состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу); — хорошо освещено; — оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом; — оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи.

Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике. Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  1. Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  2. На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  3. Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  4. Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  5. Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  6. Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
  7. Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  8. Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же.

Он проводится для контроля:

  1. воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.
  2. поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  1. была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  2. медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
  3. проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной.

    Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.

Сегодня в российских законодательных актах нет единого образца журнала предрейсового медицинского осмотра водителей. Поэтому этот образец каждая компания вправе разработать самостоятельно с учетом своих потребностей. Базовые требования к наполнению и оформлению журнала содержатся в специальной Методике, которую разработал Минздрав.

Для этого в 2003 году было издано специальное письмо, требования которого обязательны к исполнению. По утвержденной этим письмом Методике, журнал предрейсового медицинского осмотра водителей:

  1. исключает возможность подмены страниц. Для этого журналы шнуруются, скрепляются печатью, все страницы нумеруются. Печать может ставить работодатель либо медучреждение, если контроль проводится в больнице.
  2. содержать графы для записи ФИО водителя, его возраста, места работы, даты, времени медосмотра, заключения врача, принятых мер, ФИО медработника.

Примерные образцы журналов для фиксации предрейсовых медицинских осмотров и послерейсовых медицинских осмотров приведены ниже.

Вы можете доработать их по своему усмотрению.

Если в вашей компании сохранились советские журналы, утвержденные еще в 1989 году, и вы собираетесь заполнять их, это не станет ошибкой. Главное, чтобы их содержание подходило вам по сфере деятельности и включало приведенную в утвержденной Минздравом Методике информацию.

Так выгладит образец журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец обложки:

Так выгладит образец журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец листа с таблицей:

Образцы журналов предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей на 2021 год доступны для скачивания вначале статьи. Заполнять эти журналы может только назначенный приказом медработник, который проводил медосмотры.

Даже если непосредственный руководитель работ явно наблюдает у подчиненного признаки, например, алкогольного опьянения, а время работы ответственного медработника закончилось, он не может заполнять журнал.

Ему следует организовать доставку «проблемного» подчиненного в больницу на профессиональный осмотр по согласованию с руководством.

Итак, мы разобрали образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей образец, который можно скачать вначале статьи.

Узнали, зачем организовывать медосмотр водителей перед рейсом, и как эту процедуру регулирует государство. Также советуем почитать: Оцените пожалуйста сайт или материал!

(5 оценок, среднее: 4,20 из 5)  Заполните форму ответ гарантируем в течение 24 часов Please leave this field empty. Заполните форму Мы вам перезвоним в течение 24 часов Please leave this field empty. Все еще думаете? Получите консультацию сейчас.

*мы перезвоним и ответим на любые вопросы Please leave this field empty.

Учебно-методический центр по охране труда Белгородский Государственный Технологический Университет имени В.Г. Шухова. 308012 г. Белгород, ул.
Костюкова, д.46 Белтруд .ру +7(4722) 41-00-12 Звоните с 8 до 20 часов МСК © 2011-2021 © 2011-2021

Требования к предрейсовым медицинским осмотрам водителей

Содержание

  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г.

    N 835н«Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.

    N 323-ФЗ

    «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

    (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.

    6724; 2013, N 48, ст. 6165) и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.

    3526), приказываю: Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 апреля 2015 г.

    Регистрационный N 36866 Установлен порядок проведения пред-, послесменных и пред-, послерейсовых медосмотров. Указанные медосмотры проводятся в отношении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также тех, которые связаны с движением транспорта. Кроме того, такие медосмотры проходят работники организаций пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медицинских и детских учреждений и некоторые другие.

    Цель осмотров — выявить признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Медосмотры оплачивает работодатель. Осмотры проводит медорганизация, имеющая необходимую лицензию.

    По результатам осмотра выносится соответствующее заключение. Результаты осмотров вносятся в специальный журнал регистрации. Он может вестись на бумажном носителе или в электронном виде.

    Если в ходе осмотра у работника выявлены вышеназванные признаки, ему выдается справка для предъявления в медорганизацию. Последняя обеспечивает учет всех выданных справок.

    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г.

    N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 апреля 2015 г. Регистрационный N 36866 Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования Приложениек приказу Министерстваздравоохранения РФот 15 декабря 2014 г.
    Регистрационный N 36866 Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования Приложениек приказу Министерстваздравоохранения РФот 15 декабря 2014 г.

    N 835н Порядокпроведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров 1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. 2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации *(1).

    3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами *(2). 4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения *(3).

    5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения *(4). 6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

    Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов *(5). 7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя *(6).

    8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя *(7)) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным). 9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя *(8).

    10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме: 1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса; 2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе; определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

    При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40

    «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»

    (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ. 11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).

    12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о: 1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков); 2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

    13. В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.

    14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике: 1) дата и время проведения медицинского осмотра; МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от «___» _____________ 2014 года N ____ Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров Приложение к приказу Министерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот «___» _____________2014 года N ____ 1.

    Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. П.4 ч.2 ст.46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» («Собрание законодательства Российской Федерации», 2011, N 48, ст.

    П.4 ч.2 ст.46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ

    «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»

    («Собрание законодательства Российской Федерации», 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26; ст.3442; ст.3446; 2013, N 27, ст.3459; ст.3477; N 30, ст.4038).

    П.5 ч.2 ст.46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ

    «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»

    («Собрание законодательства Российской Федерации», 2011, N 48, ст.6724; 2012, N 26; ст.3442; ст. 3446; 2013, N 27, ст.3459; ст.3477; N 30, ст.4038); 4. Обязательные предрейсовые (предсменные) медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

    6. Проведение предрейсовых (предсменных) и (или) послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров, осуществляется за счет средств работодателя. 7. Предрейсовые (предсменные) и (или) послерейсовые (послесменные) медицинские осмотры проводятся медицинским работником медицинской организации любой формы собственности на основании договора между данной медицинской организацией и работодателем (за исключением организаций, предусмотренных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года N 1156-р

    «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России»

    ), а также медицинским работником здравпункта работодателя, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по «медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)»; «медицинским осмотрам (предсменным, послесменным)» или штатным медицинским работником работодателя, имеющим документ о профессиональной подготовке, дающий право осуществлять деятельность по проведению предрейсовых и послерейсовых, предсменных и послесменных медицинских осмотров.

    8. Обязанности по организации проведения предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров работников возлагаются на работодателя. Работник, не прошедший предрейсовый (предсменный) медицинский осмотр не допускается к исполнению трудовых обязанностей.

    9. Для проведения предрейсовых (предсменных) и (или) послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров работодатель предоставляет специально выделенное помещение (здравпункт, кабинет врача и (или) иные помещения, соответствующие санитарным нормам).

    Кабинет оснащается в соответствии со стандартом, установленным приложением N 1 к порядку, утвержденному настоящим приказом.

    10. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме: — опрос на наличие жалоб, физикальный осмотр , оценка поведения, координации движений, состояния видимых слизистых и кожных покровов.________________ Физикальный осмотр — часть физикального обследования проводимого медицинским работником, который с учетом профессиональных навыков и знаний симптоматики заболеваний и их внешних проявлений может заподозрить у осматриваемого лица признаки заболевания, что потребует дополнительного инструментального осмотра и/или обследования.

    — лабораторно-инструментальные исследования: измерение температуры тела, артериального давления и частоты пульса, включая его качественные характеристики (ритм, напряжение, наполнение, величина, форма), диагностические исследования для установление факта употребления алкоголя. 11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления (систолического, диастолического или пульсового) или частоты пульса, проводится повторное исследование (не более двух раз), на основании которых принимается решение о допуске к работе. 12. При наличии признаков отклонений от нормы при физикальном осмотре, характерных при употреблении наркотических средств и (или) психотропных веществ, а также при наличии положительного результата диагностического исследования на установление факта употребления алкоголя работник к работе не допускается.

    13. На основании результатов предрейсового (предсменного) медицинского осмотра медицинский работник выносит решение о наличии или отсутствии состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе признаков острого состояния от воздействия вредных производственны факторов; выявления возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

    При допуске к рейсу на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.

    О результатах предрейсовых (предсменных) и (или) послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров медицинский работник, сообщает работодателю (уполномоченному представителю). 14. Результаты проведенных предрейсовых и (или) послересовых медицинских осмотров вносятся в

    «Журнал регистрации предрейсовых (предсменных) медицинских осмотров»

    , «Журнал регистрации пслерейсовых (послесменных) медицинских осмотров», в которых указывается следующая информация о работнике: а) Обязательные для заполнения: — дата и время проведения предрейсового (предсменного), послерейсового (послесменного) медицинского осмотра; — фамилия, имя, отчество; — пол; — дата рождения; — результаты диагностических исследований на установление факта употребления алкоголя (с указанием приборов и дат предыдущей поверки); — заключение о результатах осмотров с указанием информации: 1) допуск (не допуск) к работе для предрейсовых (предсменных) медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены); 2) отметка о сообщении представителю работодателя (в случае наличия состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей работником); 3) номер направления; 4) подпись медицинского работника с расшифровкой; Видео (кликните для воспроизведения). 5) подпись работника; б) Заполняются при наличии признаков отклонений от нормы при физикальном осмотре, характерных при употреблении наркотических средств и (или) психотропных веществ, а также при наличии положительного результата диагностического исследования на употребление алкоголя; — перечень выявленных отклонений при физикальном осмотре; — работнику выдается направление в специализированную медицинскую организацию для проведения медицинского освидетельствования на употребления алкоголя, наркотических средств и (или) психотропных веществ; — приглашается должностное лицо работодателя ответственное за безопасность на предприятии, которое должно обеспечить прохождение работником указанных выше инструментальных исследований в специализированном учреждении; в) Заполняются при наличии иных признаков отклонения от нормы при физикальном осмотре или при наличии жалоб работника на плохое самочувствие: — температура тела; — величина артериального давления; — частота и характеристики пульса и др.

    При заполнении данных, перечисленных в подпунктах (б) и (в) настоящего пункта обязательно подпись работника, проходившего медицинский осмотр, с расшифровкой.

    15. Журналы предрейсовых (предсменных) послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) электронном носителе с соответствующей защитой персональных данных с обязательной распечаткой страницы при заполнении данных, перечисленных в подпунктах (б) и (в). При ведении журнала в электронном виде подпись работника может быть заменена на электронную идентификацию работника посредством системы контроля доступа на территорию предприятия.

    17. Медицинская организация (подразделение работодателя), проводящая предрейсовые (предсменные) и (или) послерейсовые (послесменные) медицинские осмотры, обеспечивает учет всех выданных направлений. 18. При выявлении по результатам предрейсового (предсменного) и (или) послерейсового (послесменного) медицинского осмотра состояний, препятствующих выполнению работ, а также о медицинских заключениях по каждому выданному направлению, медицинский работник делает соответствующее сообщение работодателю (уполномоченному представителю).

    Приложение N 1к порядку проведения предрейсовыхи послерейсовых медицинских осмотров,утвержденному приказомМинистерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот «___» _____________2014 года N ____ Изменились правила оформления путевых листов. Появились новые требования к обязательным атрибутам документа.

    Проведение предрейсовых осмотров возложили на лиц, имеющих лицензию на данный вид услуг. Суды выносят неоднозначные решения. Автоюристы трактуют нормативы по-разному.

    Как во всем этом разобраться? На какие нормы закона опираться, чтобы избежать высоких штрафов?

    Разберетесь с терминологией — поймете законы Путевка – это первичный отчетный документ организации.

    Контролирующие органы обращают особое внимание на правильность его оформления.

    От этого зависит зп рабочего, размер налоговых вычетов, списание ГСМ, обоснованность нахождения ТС на балансе.

    Некоторые руководители на этих функциях останавливаются, забывая, что в путевом листе должны отражаться все обязательные атрибуты. Без них документ считается недействительным.

    К таким реквизитам относят предрейсовый осмотр медработником.

    Сотрудник ГИБДД, в первую очередь, обратит внимание на наличие штампика врача и запись о прохождении технического контроля состояния автомобиля.

    Путевой лист дает право управлять транспортом, принадлежащим юридическому лицу.

    Если есть необходимость оформлять путевку, значит надо делать это в соответствии с требованиями закона. Для отчета перед налоговыми службами отсутствие в путевом листе отметки о прохождении предрейсового медосмотра, не является критической ошибкой. Хотя, при желании, могут придраться и к этому.

    Ространснадзор имеет полное основание наложить штраф за отсутствие обязательного реквизита (ст. 19.5 КоАП). Любое лицо, управляющее транспортным средством, является водителем. На этом основании у юрлица, эксплуатирующего автотранспорт, появляется обязанность по организации предрейсовых осмотров водителей.

    Легковой автомобиль, управляемый гендиректором, не является исключением.

    ЗАО «ДХЛ Интернешнл» обратилось с иском в суд, оспаривая предписания Государственного инспектора труда.

    Среди многочисленных нарушений, выявлено: отсутствие регистрации путевых листов; организация предрейсовых осмотров не соответствует требованиям закона по статьям 20 и 23 №196 ФЗ от 10.12.95 г.

    Судья (дело № 2-742/2014) поддержал сторону Трудинспекции. По делу № 5-9/2015 (5-1993/2014) вынесено административное наказание в виде штрафа по ст.

    19.20 ч. 3. В ходе плановой проверки Росздравнадзор выявил множественные нарушения, в т. ч. отсутствие у медсестры, обслуживающей филиал РТРС, лицензии на право проводить предрейсовые осмотры.

    Протокол об административном правонарушении на водителя (находящегося в алкогольном опьянении) и должностное лицо составил инспектор МОГТОРЭР № 5 ГИБДД ГУ МВД. Виновным признан и понес наказание, в виде штрафа по ст.

    12.32 КоАП РФ, руководитель Квашин В.В. В путевом листе подчиненного ему водителя отсутствовал штамп о прохождении предрейсового осмотра. Дело № 12-201/2013. Предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей проводятся в соответствии с порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утверждённым приказом Минздрава №835н от 15.12.2014.

    Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом.

    Приглашая на осмотр индивидуально каждого водителя, медицинский работник должен обратить внимание на: как обследуемый заходит в кабинет, на его походку, внешний вид и поведение.

    Осмотр начинается с опроса водителя. При опросе выясняется субъективное самочувствие водителя, настроение, продолжительность сна, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья.

    При высказывании водителем каких-либо жалоб медицинский работник обязан при осмотре выявить и подтвердить (или опровергнуть) их объективность. Контроль трезвости водителя автотранспортных средств проводится при выявлении во время предрейсового медицинского осмотра признаков употребления водителем алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ. Если во время проведения предрейсового медицинского осмотра (при отсутствии воспалительных заболеваний, а также данных о предыдущем повышении или понижении артериального давления) у водителя выявляются отклонения в работе сердечно-сосудистой системы (артериальное давление и иные), характерные изменения окраски кожных покровов, слизистых глаз, склер, узкие или широкие зрачки (неадекватные освещению), слабая или отсутствующая реакция зрачков на свет, а также отклонения в поведении, нарушение походки и речи, тремор пальцев рук, век, запах алкоголя изо рта, то медицинский работник обязан провести такому водителю контроль трезвости.

    Основаниями для отстранения от работы водителей автотранспортных средств являются следующие отклонения в состоянии здоровья: — наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 град. C, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную боль и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.); — повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя; — нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние. В этом случае медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя.

    Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал. При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе.

    В этом случае медицинский работник ставит штамп в путевом листе. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

    В ранее действовавшем приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007 г. № 323 медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) отнесены к перечню работ медицинской деятельности выполняемых на основании лицензии. Ни Закон № 99-ФЗ, ни Положение о лицензировании отдельных видов медицинской деятельности не выделяет мед.

    деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не требующую лицензии. Согласно п.8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утверждённого приказом Минздрава №835н от 15.12.2014 Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

    Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны при проведении предрейсовых осмотров, получать лицензию на медицинскую деятельность независимо от того, связана она с выполнением работ и оказанием услуг третьим лицам (основной вид деятельности организации) либо работникам собственной организации.

    Альтернативой получению лицензии на предрейсовый осмотр является заключение договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на предрейсовый медицинский осмотр водителей.

    ООО «Институт профилактики» имеет лицензию на медицинскую деятельность с указанием на медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) как вид разрешённой медицинской деятельности. Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.

    Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения. Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

    Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения. Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

    Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу. Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале. Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно.

    При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555. Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

    1. по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
    2. перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
    3. предрейсовый осмотр;
    4. уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.
  • Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика.

    А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

    Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр.

    Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры). Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

    Нужно ли проходить директору медосмотр?

    Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

    Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  • Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  • Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  • Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.
  • Рассмотрим данные положения подробнее. Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?

    Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

    1. выявление признаков опьянения;
    2. рассмотрение жалоб водителя;
    3. визуальный осмотр;
    4. определение наличия психоактивных веществ;
    5. для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.
    6. измерение давления, пульса, температуры тела;

    Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

    Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

    Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней. Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

    Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

    • Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
    • Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

    В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника. Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв.

    м. Также в помещении должны находиться:

    1. шпатели медицинские.
    2. как минимум, 2 стула, шкаф для одежды, письменный стол, сейф, лампа настольная;
    3. чемоданчик врача для того, чтобы оказать неотложную медицинскую помощь;

    4. стол, предназначенный для хранения медицинских приборов;
    5. экспресс-тесты на алкогольное или наркотическое опьянение;
    6. термометр, прибор для измерения давления;
    7. алкотестер;
    8. кушетка медицинская;

    При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.

    Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.

    Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования.

    Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

    Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом. Где можно получить необходимый сертификат?

    Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей. Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

    • С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.
    • С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.

    • Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.

    За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

    1. для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.
    2. для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
    3. для водителя — 1000–1500 рублей;

    Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

    • В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
    • Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

    Итак, данная услуга сравнительно недорогая.

    Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей. Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц.

    В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты. Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

    Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги. Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

    При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

    «Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

    Для осуществления медицинской деятельности помещения предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств рекомендуется располагать на первом этаже (в изолированном блоке помещений) административного здания. Для проведения осмотров рекомендуется предусмотреть следующий набор основных и вспомогательных помещений: кабинет для проведения осмотра– не менее 12 кв.м., помещение для исследования биологических сред (мочи) экспресс методом площадью не менее 4-6 кв.м., совмещенное с моечной, туалет для забора биологических проб (или возможен вариант установки унитаза в помещении исследования биологических проб), помещение для ожидания (из расчета 0,3 кв.м.

    на 1 человека одновременно находящихся в помещении), помещение для хранения уборочного инвентаря и лечебных отходов.

    Кабинет осмотра водителей должен иметь естественное и искусственное освещение, моечную допускается проектировать без естественного освещения(уровень искусственной освещенности принимается в соответствии с действующими нормативными документами). Кабинеты должны быть оборудованы централизованной системой горячего и холодного водоснабжения, канализацией, центральным отоплением. Кабинеты осмотра и исследования проб должны быть оборудованы моечными раковинами, в помещении исследования проб устанавливается двухгнездная моечная раковина.

    Видео (кликните для воспроизведения). Кабинет осмотра водителей проектируется с естественной вытяжной вентиляцией, помещение забора и исследования биологических проб вытяжной вентиляцией с механическим побуждением без устройства организованного притока и местной вытяжной вентиляцией (вытяжной шкаф).

    • Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
    • Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.
    • Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
    • ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
    • Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.

    Оценка 5 проголосовавших: 1 Позвольте представиться!

    Меня зовут Анатолий Смагин. Я работаю юридическим консультантом уже больше 8 лет.

    Я набрал большой опыт за время своей работы. И хочу помочь всем посетителям найти ответы на многие интересующие юридические вопросы. Администраторы сайта обработали всю доступную информацию.

    Данные для сайта выложены в полном объеме и доступном виде, для удобства пользователей.