Можно ли привязать стоимость транспортных услуг к стоимости товара


Можно ли привязать стоимость транспортных услуг к стоимости товара

Договор поставки. Транспортные расходы поставщика


Для доставки грузов до покупателей наше предприятие нанимает сторонний транспорт. Должны ли мы предъявлять транспортные расходы покупателю в той же сумме, что платим транспортной компании, или с наценкой? Сумма возмещенных покупателем транспортных расходов учитывается в составе основной выручки или отдельно? Согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

При этом доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота (ст.

510 ГК РФ). Следовательно, если договором поставки не предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров), то договором поставки предусмотрена обязанность поставщика доставить товар покупателю. При доставке поставщиком товара покупателю силами третьего лица (транспортной компании) стоимость доставки может быть включена в цену товара либо оплачена отдельно.

Если стоимость доставки включается в продажную цену товара, то в бухгалтерском учете поставщика при реализации товара покупателю будут сделаны записи: ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 – поступили деньги за товар от покупателя; ДЕБЕТ 62 Кредит 90 субсчет «Выручка» – отражена выручка от реализации; ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС; ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 41 – списана себестоимость товара; ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60 – отражены затраты по доставке товара; ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – отражен НДС по услугам транспортной организации; ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – НДС по услугам транспортной организации принят к вычету; ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 44 – списаны транспортные расходы; ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль / убыток от продаж» КРЕДИТ 99 – отражена прибыль от реализации товаров.

В данной ситуации в товарной накладной и счете-фактуре цена товара указывается без выделения отдельной строкой стоимости доставки.

После оприходования в бухгалтерском учете услуг транспортной организации поставщик имеет право принять к вычету НДС, предъявленный транспортной организацией, на основании счета-фактуры, полученного от транспортной организации.

П.п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров: – по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); – по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); – по средней стоимости; – по стоимости единицы товара.
П.п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров: – по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); – по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); – по средней стоимости; – по стоимости единицы товара. Кроме того, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации товаров на расходы по транспортировке реализуемых товаров.

При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ. Согласно ст. 320 НК РФ для целей налогообложения прибыли к прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Следовательно, расходы на доставку товара до покупателя транспортом сторонней организации, будут косвенными и будут в конце месяца уменьшать налоговую базу. Если стоимость доставки товара покупателю не включается в отпускную стоимость товара, то, как правило, условиями договора поставки предусматривается обязанность покупателя возместить расходы поставщика на доставку товара.

Если поставщик осуществляет доставку товара не своими силами, а привлекает сторонние транспортные организации, то в данном случае услуги по транспортировке оказывает не поставщик, а транспортная организация. Поэтому поставщик не вправе оформить от своего имени документы на оказание услуг по транспортировке и счета-фактуры.

Согласно ст. 168 НК РФ при реализации услуг налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом услуг сумм НДС к вычету.

Таким образом, поскольку поставщик товаров не является непосредственным продавцом транспортных услуг, он не может выставлять покупателю счет-фактуру от своего имени.

Соответственно, покупатель не может предъявить к вычету НДС по такому счету-фактуре. В данной ситуации нужно заключить посреднический договор, согласно которому поставщик организует доставку товара от своего имени, но за счет покупателя. Причем совсем не обязательно заключать два отдельных договора: поставки и посреднический (например, агентский).

В соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. То есть в договоре поставки можно предусмотреть, что поставщик обязуется от своего имени, но за счет покупателя организовать доставку реализуемого товара.

В данном случае будет смешанный договор с элементами поставки и агентирования.

При этом в соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

То есть агентский договор изначально признается возмездным. Следовательно, в договоре нужно указать сумму вознаграждения, которую покупатель (принципал) выплатит поставщику (агенту) за организацию доставки товара.

При соблюдении вышеназванных условий порядок выставления счетов-фактур будет следующим. Поставщик (агент) полученный от транспортной компании счет-фактуру хранит в журнале учета полученных счетов-фактур (п. 3 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г.

№ 914). Покупателю (принципалу) поставщик (агент) выставляет счет-фактуру от своего имени с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного транспортной компанией поставщику (п. 5 письма МНС РФ от 21.05.2001 г.

№ ВГ-6-03/404

«О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость»

).

Этот счет-фактуру в книге продаж поставщик не регистрирует, равно как и счет-фактуру, полученный от транспортной компании, поставщик (агент) не регистрирует в книге покупок.

Покупатель (принципал), приобретающий услуги по транспортировке товаров по смешанному договору, регистрирует в книге покупок счет-фактуру, выданный ему поставщиком (агентом), с отражением показателей счета-фактуры, выставленного поставщику (агенту) транспортной компанией. При этом в данном счете-фактуре в строке 1 «Порядковый номер и дата выписки счета-фактуры» указывается дата выписки счета-фактуры поставщику (агенту) транспортной компанией. Такой порядок рекомендован Минфином РФ в письме от 22.02.2008 г.

№ 03-07-14/08. Далее поставщик (агент) выставляет покупателю (принципалу) счет-фактуру на сумму своего вознаграждения. Этот счет-фактура регистрируется в установленном порядке в книге продаж поставщика и в журнале учета выставленных счетов-фактур. Покупатель (принципал) регистрирует полученный от поставщика (агента) счет-фактуру на сумму вознаграждения в книге покупок и журнале полученных счетов-фактур (п.
Покупатель (принципал) регистрирует полученный от поставщика (агента) счет-фактуру на сумму вознаграждения в книге покупок и журнале полученных счетов-фактур (п.

3 письма МНС РФ от 21.05.2001 г. № ВГ-6-03/404). С суммы вознаграждения поставщик (агент) должен будет заплатить НДС в бюджет (ст. 156 НК РФ). С суммы возмещения покупателем транспортных расходов (без учета вознаграждения) НДС не платится.

В бухгалтерском учете поставщика будут сделаны следующие записи: ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – отражена выручка от реализации товара; ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 – начислен НДС с выручки от реализации товара; ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 41 – списана себестоимость товара; ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 – получены денежные средства от покупателя за товар; ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 – получены денежные средства от покупателя за услуги по организации доставки и доставку товара; ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – отражено вознаграждение за посреднические услуги; ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 – начислен НДС с вознаграждения; ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком» – отражена стоимость доставки, возмещаемая покупателем; ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком» КРЕДИТ 51 – оплачены услуги транспортной компании.

Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Не учитываются при определении налоговой базы расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров (п. 9 ст. 270 НК РФ). Таким образом, сумма вознаграждения за организацию доставки товара, полученная поставщиком от покупателя, признается доходом поставщика, учитываемым в целях налогообложения прибыли.

Перечисленные покупателем средства в возмещение транспортных расходов в доходы поставщика не включаются.

Расходы на оплату услуг транспортной компании признаются расходами покупателя и налоговую базу поставщика не уменьшают. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Минфин РФ в письме от 27.02.2007 г.

№ 03-03-06/1/135 отметил, что если у покупателя отсутствуют первичные документы, подтверждающие расходы на оплату услуг по перевозке товара, оснований для принятия их в налоговую базу покупателя не имеется.

Поэтому поставщик должен предоставить покупателю все первичные документы, подтверждающие произведенные транспортные расходы.

Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0

Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

21.06.2016 подписывайтесь на наш канал

О прямых и косвенных расходах производства в бухгалтерском и налоговом учете мы писали в номере 5, стр. 6 «БУХ.1С» за 2016 год. В этой статье речь пойдет о расходах на продажу продукции (товаров, работ, услуг). Как учитываются транспортные расходы в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0?

Отвечают эксперты 1С. Итак, продукция выпущена, определены прямые и косвенные расходы производства. Но предприятие продолжает нести расходы, теперь уже связанные с продажей произведенной продукции. Такие расходы называются коммерческими расходами или расходами на продажу.

Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции (товаров, работ, услуг) предназначен счет 44 «Расходы на продажу» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв.

приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, в составе коммерческих расходов учитывают, в частности, расходы:

  1. доставку и погрузку продукции;
  2. оплату услуг посреднических организаций, через которые реализовывалась готовая продукция;
  3. на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
  4. упаковку готовой продукции;
  5. оплату труда продавцов;
  6. командировки сотрудников отдела сбыта;
  7. рекламу готовой продукции;
  8. представительские расходы;
  9. другие, аналогичные по назначению расходы.
  10. содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, в составе расходов, связанных приобретением и продажей товаров, могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения):

  1. на рекламу;
  2. на перевозку товаров;
  3. на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
  4. по хранению и подработке товаров;
  5. на аренду;
  6. другие, аналогичные по назначению расходы.
  7. на оплату труда;
  8. на представительские расходы;

Если организация занимается исключительно торговыми операциями, то все управленческие расходы можно считать связанными с куплей-продажей товаров, и поэтому учитывать такие расходы в бухгалтерском учете также следует на счете 44.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» организация будет задействовать только в том случае, если начнет осуществлять другие виды деятельности, связанные с производственным процессом. Накопленные на счете 44 суммы могут списываться полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании производственные предприятия распределяют расходы на упаковку и транспортировку между видами отгруженной продукции, а торговые организации распределяют расходы на транспортировку между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.

Все остальные расходы на продажу ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг). Что касается налогового учета, то как правило, все коммерческие расходы (за исключением транспортных) признаются косвенными и уменьшают налогооблагаемую прибыль в момент признания расходов.

В то же время, согласно требованиям главы 25 НК РФ для некоторых коммерческих расходов, принимаемых для целей налогообложения, предусмотрены ограничения их предельной величины (представительские расходы, расходы на рекламу, расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции и т. д.). Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т.

д.). Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п.

70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ). К ТЗР, например, могут относиться:

  1. оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
  2. другие расходы.
  3. оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  4. стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
  5. плата за временное хранение грузов;

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п.

5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п.

11 ПБУ 5/01). Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

  1. в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
  2. на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п.

13 ПБУ 5/01). В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст.

265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели: 1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца. 3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п.

1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п.

2 ст. 320 НК РФ). 4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70). При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров.

Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98). Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

  1. включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
  2. учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

Согласно статье 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в течение не менее двух налоговых периодов. В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 сумму транспортных расходов по приобретенным товарам можно учесть двумя способами:

  1. включить в стоимость товаров (например, с помощью документа Поступление доп. расходов);
  2. включить в состав расходов на продажу (счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность»). При закрытии месяца, с помощью регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» выполняется списание суммы транспортных расходов в части реализованных товаров на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения». Необходимым условием для автоматического расчета суммы списания является выбор значения реквизита Вида расходов (НУ) как Транспортные расходы при поступлении услуг.

Для учета транспортных расходов никаких специальных настроек регистра сведений Учетная политика выполнять не требуется.

Рассмотрим пример, в котором организация учитывает транспортные расходы в составе издержек обращения. Для упрощения восприятия все суммы в примере указаны без учета НДС. Организация ООО «Новый интерьер» (применяет ОСНО, метод начисления, положения ПБУ 18/02).

Одним из видов деятельности ООО «Новый интерьер» является оптовая торговля.

Начиная с 2016 года, согласно учетной политике организации, стоимость транспортных расходов не включается в фактическую стоимость товаров, а относится на издержки обращения. На начало 2016 года остатка транспортных расходов нет, а на складе имеется остаток товаров на сумму 80 000,00 руб.
В январе 2016 года ООО «Новый интерьер» были осуществлены следующие хозяйственные операции:

  1. покупателям отгружены товары без перехода права собственности, их себестоимость — 12 000,00 руб.
  2. покупателям реализованы товары, их себестоимость — 92 000,00 руб.;
  3. приобретены товары у поставщика — 120 000, руб.;
  4. товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 20 000,00 руб.;

В феврале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществило следующие хозяйственные операции:

  1. товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 11 760,00 руб.;
  2. приобретены товары у поставщика — 80 000, руб.;
  3. покупателям реализованы товары (с учетом отгруженных в январе без перехода права собственности), их общая себестоимость — 72 000, 00 руб.

Операции по поступлению товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Покупки).

В результате проведения документов вида Поступление товаров формируются проводки: Дебет 41.01 Кредит 60.01- на стоимость товара без НДС; Дебет 19.03 Кредит 60.01 — на сумму НДС по поступившему товару. Операции по поступлению услуг по доставке приобретенных товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис.

Операции по поступлению услуг по доставке приобретенных товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 1).

Рис.

1. Поступление услуг по доставке товаров При заполнении табличной части документа особое внимание следует обратить на заполнение поля Счета учета.

Для автоматического расчета суммы списания транспортные расходы необходимо учитывать по статье затрат с видом расхода Транспортные расходы (рис.

2). Значение вида расхода выбирается из предопределенного списка Виды расходов (НУ).

Рис.

2. Выбор статьи затрат для учета транспортных расходов В результате проведения документа Поступление услуг будут сформированы проводки: Дебет 44.01 Кредит 60.01 — на стоимость транспортных услуг без НДС; Дебет 19.04 Кредит 60.01 — на сумму НДС по транспортным услугам. Если доставка осуществляется силами поставщика товаров, то операции по поступлению товаров и транспортных услуг можно регистрировать в одном документе Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары, услуги, комиссия. Напоминаем, что в учетной системе реализация товаров в оптовой торговле регистрируется документом Реализация (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Продажи).

Документ можно создать на основании документа Поступление (акт, накладная). В результате проведения документа Реализация (акт, накладная) будут сформированы проводки: Дебет 90.02.1 Кредит 41.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара. Чтобы операции по отгрузке товаров без перехода права собственности были доступны пользователю, необходимо включить соответствующую функциональность программы (раздел Главное).

На закладке Торговля должен быть установлен флаг Отгрузка без перехода права собственности.

Чтобы у пользователя была возможность начислять НДС по отгрузке без перехода права собственности, нужно установить одноименный флаг в регистре сведений Учетная политика на закладке НДС. Для отражения операций по отгрузке товара без перехода права собственности нужно использовать документ Реализация (акт, накладная) с видом операции Отгрузка без перехода права собственности.

В результате проведения документа будут сформированы проводки: Дебет 45.01 Кредит 41.01 — на себестоимость отгруженного товара; Дебет 76.ОТ Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного при отгрузке товара. Субсчет 76.ОТ «НДС, начисленный по отгрузке» предназначен для обобщения информации о расчетах по суммам налога на добавленную стоимость, начисленных по факту отгрузки без перехода права собственности.

После того как все хозяйственные операции в январе 2016 года отражены в учетной системе, сформируем оборотно-сальдовые ведомости по счетам 41.01 «Товары на складах» и 45.01 «Товары отгруженные» и посмотрим остатки товаров на конец января. Конечное сальдо по счету 41.01 составляет 96 000, 00 руб., а конечное сальдо по счету 45.01 составляет 12 000,00 руб.

Теперь можно рассчитать сумму транспортных расходов, которая спишется на издержки обращения.

Для автоматического списания прямых расходов по товарам, проданным в течение месяца, предназначена регламентная операция с видом Закрытие счета 44 «Издержки обращения».

Эта регламентная операция включена в обработку Закрытие месяца (раздел Операции).

В результате проведения операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» часть транспортных расходов, учтенных на счете 44.01, списывается на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения».

Рассмотрим подробно, каким образом в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 выполняется расчет в соответствии со статьей 320 НК РФ:

  1. рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец января: 20 000,00 руб. / 200 000,00 руб. х 100 = 10,00 %;
  2. стоимость приобретения товаров, реализованных в январе, и стоимость приобретения остатка товаров на конец января составляет 200 000,00 руб. (92 000,00 руб. + 96 000,00 руб. + 12 000,00 руб.);
  3. сумма прямых расходов на начало января и сумма прямых расходов, осуществленных в январе, составляет 20 000,00 руб. (0,00 руб. + 20 000,00 руб.);
  4. сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в январе товары, составляет 9 200,00 руб. (92 000,00 руб. х 10,00 %);
  5. сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 10 800,00 руб. (108 000,00 руб. х 10,00 %).

Расшифровку расчета транспортных расходов за январь можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (рис.

3). Сальдо на конец января по счету 44.01 соответствует остатку ТЗР, указанному в справке-расчете (10 800,00 руб.). Транспортные расходы списываются одинаково и в бухгалтерском, и в налоговом учете, поэтому разниц не возникает. В феврале ООО «Новый интерьер» продолжает осуществлять покупку и продажу товаров.

Реализован и товар, отгруженный без перехода права собственности.

Эта операция выполняется документом Реализация отгруженных товаров (раздел Продажи).

В результате проведения документа сформируются бухгалтерские проводки: Дебет 90.02.1 Кредит 45.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 76.ОТ- на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара. Сальдо на конец февраля по счету 41.01 составляет 116 000, 00 руб., а счет 45.01 остатка на конец февраля не имеет.

Рассмотрим теперь, каким образом выполняется расчет списания ТЗР в феврале при выполнении регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения»:

  1. стоимость приобретения товаров, реализованных в феврале, и стоимость приобретения остатка товаров на конец февраля составляет 188 000,00 руб. (72 000,00 руб. + 116 000,00 руб.);
  2. сумма прямых расходов на начало февраля и сумма прямых расходов, осуществленных в феврале, составляет 22 560,00 руб. (10 800,00 руб. + 11 760,00 руб.);
  3. сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в феврале товары, составляет 8 640,00 руб. (72 000,00 руб. х 12,00 %);
  4. сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 13 920,00 руб. (116 000,00 руб. х 12,00 %).
  5. рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец февраля: 22 560,00 руб. / 188 000,00 руб. х 100 = 12,00 %;

Расшифровку расчета транспортных расходов за февраль можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (см.

рис. 3).

Рис. 3. Справка-расчет транспортных расходов за январь-февраль При этом не образуется разниц между данными бухгалтерского и налогового учета.

Сформируем и автоматически заполним налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за I квартал 2016 года (условно считаем, что оборотов в марте нет).

На рисунке 4 представлены строки 010-040 Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 26.11.2014 № Отраженная по строке 020 сумма прямых расходов налогоплательщика, осуществляющего оптовую торговлю, составляет 181 840 руб.

Рис.

4. Фрагмент Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль Кнопка Расшифровать позволяет получить расшифровку значения, указанного в выделенной строке.

В строку 020 попадает:

  1. отраженная по сроке 030 стоимость реализованных покупных товаров (164 000 руб.);
  2. оборот по дебету счета 90.07 по данным налогового учета в корреспонденции со счетами затрат по статьям вида Транспортные расходы (17 840 руб.).

Двойным кликом мыши по строкам, указанным в расшифровке, можно получить детализированный отчет (обороты счета) данных налогового учета по объектам аналитики. Используя настройки отчета для сравнения можно подключить и данные бухгалтерского учета, а также сведения о постоянных и временных разницах.

ИС 1С:ИТС Подробнее см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8» в разделе «Бухгалтерский и налоговый учет»:

  1. об учете транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) ;
  2. об учете транспортно-заготовительных расходов .

Темы: , , , , Рубрика: Поделиться с друзьями: Подписаться на комментарии Отправить на почту Печать Проверки контролирующих органов Штрафовали ли в вашу организацию контролирующие органы в течение последних 4 кварталов?

Да, на нашу организацию неоднократно штрафовали. Да, штрафовали один раз. Нет, претензии были, но контролирующие органы ограничились предупреждением. Нет, к нашей компании не применяли каких-либо санкций.

1C:Лекторий: 10 июня 2021 года (четверг, начало в 12:00, все желающие) — 1C:Лекторий: 17 июня 2021 года (четверг, начало в 12:00) — 1C:Лекторий: 22 июня 2021 года (вторник, начало в 12:00, все желающие) — 1C:Лекторий: 24 июня 2021 года (четверг, начало в 10:00) — Обучение пользователей продуктов 1С Другие сайты 1С

Транспортные вычеты из таможенной стоимости товаров.

Являются ли услуги экспедитора транспортными? Теория и факты

Мнение эксперта Елена Белозерова, Руководитель направления, таможенная практика и валютное регулирование, Bryan Cave Leighton Paisner 29 сентября 2020 г.

Подписаться: Подписаться С мая 2018 г. таможенные органы начали проводить массовые проверки по вопросам обоснованности вычетов транспортных расходов на перевозку по таможенной территории ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров. Новый модный тренд 2020 года касается отнесения к числу расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС расходов экспедитора по организации такой перевозки.

Пп. 2 п. 2 (ТК ЕАЭС) предусмотрено, что таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.

В ст. 8 (2) Соглашения о применении ст. VII ГАТТ (неформальное название WTO Customs Valuation Agreement) указано

«In framing its legislation each Member shall provide for the inclusion in or the exclusion from the customs value, in whole or in part, of the following: (a) the cost of transport of the imported goods to the port or the place of importation.»

.

Также в Соглашении транспортные расходы упоминаются, как charges related transport.

Таким образом, транспортные расходы (charges related transport) после ввоза до места назначения могут исключаться из таможенной стоимости при выполнении двух условий:

  1. Расходы должны быть связаны с перевозкой ввозимых товаров;
  2. Должны быть выделены из цены товаров.

Суть претензий российских таможенных органов заключается в следующем:

  • Вычтена может быть только стоимость услуг перевозчика, поэтому если для организации перевозки иностранный продавец использовал услуги экспедитора, то, по мнению таможенных органов, вознаграждение экспедитора не может быть вычтено.
  • Для осуществления вычета недостаточно выделение стоимости перевозки из цены товара и ее разделения на стоимость перевозки до таможенной границы ТС и после во внешнеторговом договоре и (или) инвойсе иностранного продавца. По мнению таможенных органов, такое выделение должно быть и в договоре перевозки и в инвойсе, выставленном перевозчиком, которые должны быть представлены декларантом.

Хотелось бы напомнить о презумпции того, что к таможенному оформлению предоставляются действительные информация и документы.

При этом, если есть сомнение в предоставленном у таможенных органов всегда есть возможность запросить дополнительные документы, что таможенные органы и делают.

В случае если декларантом представлен экспедиторский договор и (или) счет экспедитора с разделением стоимости перевозки до места прибытия и после, но при этом договор перевозки и счет перевозчика такого разделения не содержит, то таможенные органы считают, что в таможенную стоимость ввозимых товаров подлежит включению вся стоимость перевозки, включая вознаграждение экспедитора. Также таможенные органы требуют и документального подтверждения расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС. При этом ТК ЕАЭС определяет, что по общему правилу подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ.

А в соответствии с пунктом 5 запрос документов и (или) сведений у декларанта должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений. Согласно пункту 8 Положения, утвержденного , при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены (истребованы) документы и (или) сведения, включая письменные пояснения, в том числе, документы и сведения о перевозке (транспортировке) ввозимых товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) ввозимых товаров (подпункт «л»); иные документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке (транспортировке) и реализации ввозимых товаров. Минфин России в письме от 22.11.2018 № 01-02-01/03-84284

«О подтверждении транспортных расходов по территории Евразийского экономического союза при определении таможенной стоимости товаров»

сделал вывод, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган должен исходить из того, что документы и (или) сведения, необходимые для подтверждения вычетов расходов по перевозке, предоставляются на основании запроса.

При этом декларант имеет право обосновать отсутствие возможности представить запрошенные документы, представив при этом иные документы и (или) сведения, подтверждающие право на вычет расходов по перевозке, которые должны учитываться таможенным органом. Без учета позиции Минфина России таможенные органы не перестают запрашивать у декларантов документы, подтверждающие вычет расходов по перевозке по таможенной территории ТС во всех случаях заявления данного вычета. Следующий вопрос – отнесение к числу расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ТС расходов экспедитора по организации такой перевозки.

Сложившаяся в настоящее время правоприменительная и судебно-арбитражная практика подтверждают, что есть неопределенность в вопросе о том, включает ли в себя понятие

«расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров»

, используемое в статье 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, только расходы перевозчика или также и вознаграждение экспедитора.

Дело в том, что статья 40 ТК ЕАЭС не упоминает «транспортно-экспедиторские расходы» в качестве самостоятельного вида расходов ни в перечне дополнительных начислений к таможенной стоимости, ни в перечне вычетов.

Если внимательно прочитать Транспортная экспедиция ГК РФ, то на мой взгляд, все предельно понятно.

Расходы на организацию перевозки по договору транспортной экспедиции относятся к транспортным расходам.

В «Договор транспортной экспедиции» в п. 1 указано, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой». На мой взгляд, существующие различия договоров перевозки и транспортной экспедиции не изменяют суть того, что речь идет непосредственно и в первую очередь о перевозке товаров. Договор перевозки Договор экспедиции Осуществление перевозки грузов перевозчиком до места назначения Организация перевозки грузов и сбор документов для ее осуществления Перевозка производится перевозчиком на конкретном транспортном средстве в определенное время Экспедитор оказывает услуги, связанные с перевозкой грузов Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения без повреждений Экспедитор обязан найти перевозчика; собрать документы, необходимые для осуществления перевозки; проконтролировать отправку и получение груза, а также при необходимости сопроводить груз в пути Ранее ФТС России в письме от 11.12.2013 №

«О разъяснении положений статьи 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров»

(Соглашение утратило силу), разъясняли нормы о расходах по перевозке (транспортировке) товаров и тогда их подход отличался от нынешнего.

В письме указано

«к расходам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 5 Соглашения, следует относить все расходы, связанные с организацией (осуществлением) перевозки товаров, в том числе вознаграждения посредникам, оплаченные покупателем на организацию перевозки (транспортировки) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза»

.

Теперь ситуация иная. Таможенные органы экспедиторские расходы принимать к вычету не хотят, т.к. они не относятся, по их мнению, к транспортным. Следовательно, меняется вид и оформление документов, подаваемых к вычету.

И только при подтверждении в том виде, в котором рекомендуют таможенные органы, они согласны рассматривать транспортные документы. Что же касается вознаграждения экспедитора за организацию перевозки (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС, то такое вознаграждение, по мнению таможенных органов, должно оставаться в цене ввозимого товара при определении таможенной стоимости.

Отмечу, что Технический комитет Всемирной таможенной организации (ВТамО) не рассматривает транспортные расходы, которые могут быть вычтены из цены товара при определения его таможенной стоимости, только как стоимость услуг перевозчика. К таким расходам Технический комитет ВТамО относит и другие расходы, связанные с перевозкой товаров, включая расходы на хранение, погрузку, разгрузку и обработку грузов, расходы на страхование, понесенные после импорта товаров (charges related transport).

В пункте 3 Комментария 21.1, посвященного вопросам вычета транспортных расходов из цены товаров при определении их таможенной стоимости, Технический комитет ВТамО прямо указывает: «Из этого следует, что вычет транспортных расходов <…> должен производиться исходя из фактических затрат. Фактические затраты будут представлять собой суммы, в итоге уплаченные, например, международному перевозчику или экспедитору за перемещение товаров, являющихся предметом сделки».

Учитывая процитированное, экспедиторские услуги соотносятся с транспортными. Что касается документов для подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции, что также смущает таможенные органы помимо того, являются ли услуги экспедитора транспортными, то этот вопрос разъяснил Минфин. Минфин России давал несколько раз разъяснения о документальном подтверждении расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в целях налога на прибыль и на мой взгляд, это разъяснение нужно учитывать и в таможенных целях.

В сообщил, что «… под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. …. в целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках необходимо наличие экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».

Важные новости 03.06.2021 Новости законодательства 28.05.2021 Горячие новости 21.05.2021 Внешнеэкономические новости 21.05.2021 Новости законодательства 21.05.2021 Новости законодательства 07.05.2021 Новости законодательства 04.05.2021 Новости законодательства 04.05.2021 Новости ЕАЭС 30.04.2021 Новости законодательства

  1. Просмотры 2127
  2. Новость полезна? 0 m n 0
  3. Комментарии 3
  4. Поделиться:

Copyright © 1996-2021 При полном или частичном использовании информации гиперссылка на обязательна Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter! Выберите свой регион: Вы обнаружили опечатку в тексте: на странице: Отправить Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе.

С ознакомлен и согласен. Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.