Нацменьшинство в россии примеры


Может ли русский быть представителем национального меньшинства в России и как ему защитить свои права?


21 апреля 2020Права национальных меньшинств в России закреплены законодательно. Вот только законы эти не имеют четкого понимания о том, кто же может считаться представителем национальных меньшинств в России. Когда житель Дагестана, Чечни, Якутии или Мордовии приезжает в Москву – считается ли он представителем национальных меньшинств, учитывая, что Москва – это вообще-то столица его родины? А как обстоит дело с русскими в Махачкале или Грозном, где процент русского населения не дотягивает и до двухзначной цифры – могут ли русскому человеку там заявить, что теперь уже он представитель национальных меньшинств?

Какие права имеют меньшинства и как они могут их защитить?Определение национальных меньшинств в российском законодательствеФактически российское федеральное законодательство не имеет внятного рационального понимания о том, кто и где может считаться национальным меньшинством. Этим активно пользуются субъекты Федерации, которые периодически вносят в свои республиканские законы такие нормы, которые не могут при определенных обстоятельствах не быть дискриминационными.

Субъектами Федерации в перечень национальных меньшинств могут не включаться представители народов, имеющих свои территориальные национальные образования – республики или автономные округи. С другой стороны, в ряде субъектов Российской Федерации уже существуют нормы, дающие преимущества представителям «коренных народов» и «коренных национальных меньшинств» в ущерб представителям «некоренных национальных меньшинств». Таким образом, российское правительство было вынуждено в целях разумного мониторинга уточнить понятие национального меньшинства, как этнической группы:1) проживающей на определенной территории, но относящейся к доминирующей нации на данной территории;2) находящейся в численном меньшинстве на определенной территории;3) состоящей из граждан России;4) признающей себя национальным меньшинством;5) не являющейся коренным малочисленным народом.Таким образом, русские также могут подпадать в рамках данных критериев под определение национального меньшинства, проживающего на территории какого-либо субъекта Российской Федерации.Основные права национальных меньшинств в РоссииОтсутствие в российском законодательстве закона, регулирующего права национальных меньшинств и даже отсутствие в правовом аппарате четкого понимания терминов, сопутствующих решению проблем национальных меньшинств, значительно усложняет юристам возможность решать подобные конфликты или проблемы.

В российском законодательстве при вопросах национальных меньшинств используются нормы Конституции Российской Федерации, а также положения Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств 1998 года, к которой присоединилась Россия.Среди основных правовых актов наиболее важными являются:Конституция Российской Федерации, в том числе ст. 72, гарантирующая российским гражданам, принадлежащим к национальным и этническим меньшинствам, свободу сохранять и развивать свой собственный язык и культуру, поддерживать обычаи и традиции. Конституция также предоставляет национальным и этническим меньшинствам право создавать свои собственные образовательные и культурные учреждения и учреждения для защиты религиозной самобытности, а также право участвовать в решении вопросов, касающихся их культурной самобытности.В ведении законодательных органов властей субъектов РФ находятся вопросы использования языка меньшинства в качестве вспомогательного средства перед местными властями, а также возможность использования официальных имен и физиографических объектов рядом с официальными именами.

Уголовный кодекс РФ предусматривающий наказание за преступления, совершенные на этнической почве, включая ответственность за дискриминацию на почве национальной и этнической принадлежности.Кроме того, различные Кодексы РФ, административные, процессуальные и гражданские, разрешают использование переводчиков.

Уголовный кодекс РФ предусматривающий наказание за преступления, совершенные на этнической почве, включая ответственность за дискриминацию на почве национальной и этнической принадлежности.Кроме того, различные Кодексы РФ, административные, процессуальные и гражданские, разрешают использование переводчиков.

О национальных меньшинствах в Российской Федерации

1. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (по данным переписи 2010 г., в стране проживают представители 193 этносов), многоязычных (в стране используется 277 языков и диалектов) и поликонфессиональных (представлено более 60 конфессий) государств в мире.

Российская Федерация присоединилась ко всем международным документам, относящимся к защите национальных меньшинств, и является одной из немногих стран, взявшей на себя обязательства по обеспечению прав и свобод всех народов и этнических групп, проживающих на ее территории. В рамках международных организаций попытки сформулировать универсальное понятие «национального меньшинства» до сих пор остаются безуспешными. Сложность такого определения состоит, в частности, в многообразии ситуаций, связанных с существованием самых различных меньшинств, а также значительными отличиями в государственно правовой практике регулирования межэтнических отношений.

В действующем российском законодательстве отсутствует нормативное определение понятия «национального меньшинства», равно как и не выделяются правовые статусы различных видов меньшинств (этническое /языковое/религиозное).

В законодательных актах термин «национальное меньшинство» используется в общем значении и в целом позволяет определить круг субъектов регулирующего воздействия.

Термин «национальное меньшинство» (без конкретизации) используется в Конституции Российской Федерации в связи с разграничением предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Так, согласно пункту «в» статьи 71 к ведению Российской Федерации относятся регулирование и защита прав национальных меньшинств; пункт «б» части 1 статьи 72 предусматривает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав национальных меньшинств.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

осуществление мер, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, закреплено в качестве полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В практической работе к национальному меньшинству относят часть представителей определенной этнической общности, проживающей в инонациональной среде за пределами традиционного расселения и продолжающей сохранять свою самобытность, язык и культуру. Ключевым моментом в данном вопросе является принцип добровольной самоидентификации – относить себя к национальному меньшинству или нет.

В ситуации национального меньшинства находятся этнические группы, история происхождения которых связана с территориями, находящимися за пределами Российской Федерации. Это представители тех народов, которые имеют государственные образования за пределами России (страны СНГ и Прибалтики, Финляндия, Польша, Болгария, Греция, Германия, Франция, Вьетнам, Китай и др.), а также представители народов, не имеющих каких-либо государственных образований вообще (цыгане, ассирийцы, караимы, курды и др.).

Режим защиты национальных меньшинств распространяется на представителей народов России, дисперсно проживающих за пределами «национальных» административно-территориальных образований (республики, автономные округа).

С учетом того, что в России этнические русские составляют демографическое большинство (свыше 70% населения), зарубежные и некоторые отечественные эксперты зачастую к категории национальных меньшинств относят представителей «титульных» народов, проживающих компактно на территории «национальных» административно-территориальных образований. Следует отметить, что специфика применения в России известных международно-правовых подходов к понятию «национальное меньшинство» обусловлена особенностями общественно-политического устройства и историей формирования российской государственности. Более ста российских этносов, независимо от количественных критериев, наряду с русским сложились (прошли процесс этногенеза) на территории России и в этом смысле являются коренными народами (хотя термин «коренной народ» не закреплен в российском законодательстве).

В законодательной и правоприменительной практике используется термин «коренные малочисленные народы», содержатся и обеспечиваются гарантии особого правового статуса в отношении 47 народов численностью менее 50 тыс.чел. Некоторыми экспертами данная категория населения рассматривается в качестве разновидности национальных меньшинств. Наличие «национальных» административно-территориальных образований (республики, автономные округа) позволяет максимально учитывать этнические запросы «титульного населения», обеспечивать его представленность в органах исполнительной и законодательной власти, развивать этнически ориентированное образование и принимать дополнительные меры по сохранению культуры, религии и обычаев.

Языки «титульных» народов имеют статус государственных на территории соответствующих республик. 2. Защита прав меньшинств в Российской Федерации обеспечивается в рамках общей системы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также посредством закрепления коллективных прав и свобод, позволяющих обеспечить сохранение самобытности национальных меньшинств. В России на конституционном и законодательном уровне гарантировано обеспечение прав и свобод всех ее граждан вне зависимости от расовой, этнической, религиозной или языковой принадлежности при сохранении и поощрении культурного и языкового многообразия.

Дискриминация по различным основаниям преследуется в уголовном и административном порядке.

Обеспечение прав национальных, религиозных и языковых меньшинств и недопущение национализма и шовинизма составляют основу внутренней политики Российской Федерации.

Российское законодательство в области регулирования и защиты прав национальных меньшинств представляет собой совокупность различных правовых актов и норм о языках, образовании, средствах массовой информации, национально-культурной автономии, свободе совести и религиозных объединениях (федеральные законы от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», от 9 октября 1992 г.

№ 3612-1 «Об основах законодательства в сфере культуры», от 17 июня 1996 г.

№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и т.д.). Одним из ключевых законов в этой сфере является Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

Являясь неотъемлемой частью законодательства Российской Федерации о защите прав национальных меньшинств, данный закон определяет национально-культурную автономию как организационно-правовую форму национально-культурного самоопределения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства. Национально-культурные автономии наделены широкими правами по сохранению самобытности, развитию языка, образования, национальной культуры. В соответствии с законом им должна быть предоставлена организационная, методическая, материально-техническая и финансовая поддержка со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государством принимаются меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, развитие которого идет по пути закрепления дополнительных гарантий реализации прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам, в области сохранения языка, культуры, национальной самобытности и религиозных традиций, а также участия в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы. 3. В практической плоскости задача сохранения и поощрения культурного и языкового многообразия в Российской Федерации осуществляется посредством реализации соответствующих федеральных и региональных программ.

Так, в сфере межнациональных отношений приняты Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г.

№ 2648-р) и государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г.

№ 1532). На их основе в российских регионах приняты соответствующие программы, планы мероприятий и иные документы, разработанные с учетом национального состава населения конкретных регионов (в 71 субъекте Российской Федерации приняты документы стратегического и концептуального характера, в 80 субъектах реализуются региональные программы) Обеспечивается ежегодное выделение из федерального бюджета финансовых средств на реализацию мероприятий в сфере межнациональных отношений. В целях обеспечения прав национальных меньшинств соответствующие мероприятия предусмотрены также в отраслевых программах, посвященных развитию культуры, образования, СМИ на родных языках и сохранению многоязычия в России (например, государственные программы «Развитие образования на период 2018-2025 гг.», «Развитие культуры на период 2013-2024 гг.», социально-экономического развития Республики Крым и г.Севастополя (2019-2022 гг.) и т.д.).

На федеральном уровне обозначена необходимость разработки комплексов специальных мероприятий, адресованных отдельным этническим группам населения. Так, например, Правительством Российской Федерации утверждены Комплекс мер по этнокультурному развитию финно-угорских народов Российской Федерации (2016 г.) и Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в Российской Федерации (2018 г.).

Так, например, Правительством Российской Федерации утверждены Комплекс мер по этнокультурному развитию финно-угорских народов Российской Федерации (2016 г.) и Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в Российской Федерации (2018 г.). Данные документы ориентируют региональные и местные органы власти на осуществление соответствующих мероприятий уже на своем уровне и обеспечение их финансирования.

4. Широкий круг вопросов, связанных с защитой национальных меньшинств, является одним из приоритетов в деятельности практически всех международных организаций, занимающихся правозащитной проблематикой (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и др.). Вместе с тем данная тема используется отдельными государствами и их политическими кругами (прежде всего США и странами-членами Европейского союза), зарубежными неправительственными организациями (НПО) для оказания давления на Россию и дискредитации ее внешней и внутренней политики, а также дестабилизации общественно-политической ситуации в ряде российских регионов.

Так, например, эстонская сторона при поддержке определенных политических кругов Венгрии и Финляндии, уже на протяжении многих лет является застрельщиком придания вопросу «ущемления» в России прав финно-угорских народов международного звучания и инициаторами принятия антироссийских резолюций по этой теме в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).

В соответствующих докладах ПАСЕ утверждается, что международному сообществу необходимо вмешаться в эту ситуацию в целях предотвращения дальнейшего упадка финно-угорских народов в России, деградации их языка и культуры. В зоне особого внимания профильных международных организаций (Совет Европы и ОБСЕ) и правозащитных НПО находится и цыганская проблематика. Международными мониторинговыми органами фиксируются факты дискриминации цыган в России при трудоустройстве, регистрации по месту жительства, предоставлении адекватных жилищных условий с правом собственности, обеспечении доступа к образованию, а также периодически имеющие место случаи сноса незаконно возведенных цыганами жилых построек без принятия органами власти мер по их дальнейшему обустройству.

Одним из сюжетов, используемых нашими оппонентами в деструктивной работе в контексте положения национальных меньшинств в России, остаются исторические события, связанные с переселением черкесского народа в царской России в 1864 г., которые определенные структуры гражданского общества пытаются преподносить как «этническую чистку» и «геноцид», заявляя об ответственности современной России за «данное, не имеющее сроков давности, гуманитарное преступление».

Очевидно, что попытки политизировать и интернационализировать черкесскую проблематику, начавшиеся во время подготовки к XXII Олимпийским зимним играм в Сочи (2014 г.), будут продолжены, равно как и спекуляции на вопросах, связанных с положением крымских татар, которых рассматривают, в зависимости от обстоятельств, то в качестве национального меньшинства, то коренного народа. Для противодействия попыткам использовать проблематику защиты прав национальных меньшинств в антироссийских целях МИД России на всех международных площадках, включая мероприятия по правозащитной тематике по линии ООН, ОБСЕ и Совета Европы, проводит активную разъяснительную и пропагандистскую работу, освещает положительный опыт Российской Федерации в межнациональной и межрелигиозной сферах.

В этих целях также используются многосторонние и двусторонние контакты на различных уровнях.

В международных организациях, в том числе в их профильных мониторинговых и экспертных механизмах, ведется целенаправленная систематическая работа по разъяснению реального положения дел с обеспечением прав национальных меньшинств в Российской Федерации. Подчеркиваем необходимость неполитизированного подхода без использования «двойных стандартов» при оценке положения национальных меньшинств в той или иной стране. В настоящее время в мире в целом происходят события, свидетельствующие о деградации гуманитарной ситуации в области защиты прав национальных меньшинств.

В условиях повышенных миграционных рисков и террористических угроз отчетливо проявился кризис в области межнациональных и межрелигиозных отношений во многих странах, в частности государствах—членах Европейского союза. В условиях глобализации некоторые проблемные ситуации, с которыми сталкиваются современные европейские общества, и новые глобальные вызовы могут затронуть и Российскую Федерацию. Это требует адекватного реагирования со стороны федеральных и региональных органов власти и поиска оптимальных путей решения данных проблем в целях сохранения стабильности в нашей стране, упрочения мира и согласия между различными народами, проживающими на ее территории.

Национальные меньшинства: проблемы, защита и права

Вопрос национальности всегда стоял очень резко. Это обусловлено не только искусственными факторами, но также историческим развитием человечества. В первобытном обществе чужой всегда воспринимался негативно, как угроза или «досаждающий» элемент, от которого хочется избавиться.

В современном мире этот вопрос обрёл более цивилизованные формы, но по-прежнему остался ключевым. Осуждать или давать какие-либо оценки не имеет смысла, так как поведением людей в основном руководит стадный инстинкт, когда речь заходит о «чужих».Национальные меньшинства – это группы людей, которые проживают в являясь её гражданами. При этом они не относятся к коренному или оседлому населению территории и считаются отдельной национальной общиной.

Меньшинства могут иметь такие же права и обязанности, как обычное население, но отношение к ним зачастую не слишком хорошее в силу множества причин.Владимир Чаплинский, польский учёный, который тщательно изучал эту тему, считает, что национальные меньшинства – это консолидированные группы людей, которые чаще всего проживают в отдельных регионах страны, стремятся к автономии, при этом не хотят терять своих этнических черт – культуру, язык, религию, традиции и т.д. Численное их выражение значительно меньше обычного населения страны.

Также важно, что национальные меньшинства никогда не занимают в государстве доминантного или приоритетного значения, их интересы скорее отодвигаются на второй план. Любое признанное меньшинство должно проживать на территории данной страны довольно длительный срок.

Также примечательно, что они нуждаются в особой защите со стороны государства, так как население и отдельные граждане могут относиться слишком агрессивно по отношению к другой национальной группе. Такое поведение очень распространено во всех странах мира, где проживают определённые людей.Защита прав национальных меньшинств — это ключевой вопрос в ряде стране, ведь мировое принятие меньшинств не ведёт за собой повсеместно изменение.

Многие страны только принимают первые законодательные акты, которые будут направлены на защиту меньшинств.

меньшинств стали актуальной темой в связи с тем, что этот вопрос довольно тесно связан с политикой государства. Конечно, понятие возникло и было введено в обиход из-за дискриминации населения по национальному признаку. Поскольку интерес к этому вопросу только возрастал, государство не могло оставаться в стороне.Но чем же был вызван интерес к меньшинствам?
Поскольку интерес к этому вопросу только возрастал, государство не могло оставаться в стороне.Но чем же был вызван интерес к меньшинствам?

Всё началось в XIX веке, когда многие империи начали распадаться. Это повлекло за собой то, что население оказалось «не у дел».

Распад империи Наполеона, Австро-Венгерской, Оттоманской империи, Вторая мировая война – всё это повлекло за собой освобождение множества людей, даже народов.

Многие государства получили независимость после краха Советского Союза.Понятие «представитель национального меньшинства» стало использоваться только в XVII в международном праве.

Сначала оно касалось только небольших региональных меньшинств.

Чётко сформулированный и правильно составленный вопрос о меньшинствах был поднят лишь в 1899 году на одном из съездов социал-демократической партии.Точного и единого определения термина нет. Но первые попытки сформировать сущность меньшинств принадлежали австрийскому социалисту О. Бауэру.Критерии национальных меньшинств были выделены в 1975 году.

Группа учёных-социологов из Хельсинского университета решила провести объёмное исследование, посвященное теме этнических групп в каждой стране. По итогам исследования были выделены следующие критерии национальных меньшинств:

  1. общее происхождение этнической группы;
  2. высокая самоидентификация;
  3. наличие определённой социальной организации, которая обеспечивает продуктивное взаимодействие внутри самого меньшинства и вне его.
  4. ярко выраженные культурные особенности (особенно собственный язык);

Важно отметить, что учёные из Хельсинского университета делали акцент не на численном составе групп, а на отдельных аспектах социальных и поведенческих наблюдений.Ещё одним критерием можно считать положительную дискриминацию, при которой меньшинствам даётся много прав в разных сферах жизни общества. Такая ситуация возможна только при правильной политике государства.Стоит отметить, что страны, национальным меньшинством которых являются очень незначительное количество людей, склонны относиться к ним более терпимо.

Это объясняется психологическим феноменом – в малых группах общество не видит угрозы и считает их полностью контролируемыми. Несмотря на количественную составляющую, культура национальных меньшинств — их главное богатство.Вопрос о меньшинствах был поднят ещё в 1935 году. Тогда Постоянная палата международного правосудия сказала, что наличие меньшинств – вопрос факта, но не права.
Тогда Постоянная палата международного правосудия сказала, что наличие меньшинств – вопрос факта, но не права.

Неясное законодательное определение национального меньшинства присутствует в 32 пункте Копенгагенского документа СБСК 1990 года. Там сказано, что лицо может принадлежать к любому меньшинству осознанно, то есть по собственному желанию.

меньшинств существует практически в каждой стране мира.

В каждой из них существует определенная общность людей со своим этносом, культурой, языком и т.д.

Всё это только обогащает коренное население территории.

Во множестве стран мира существуют законодательные акты, которые контролируют развитие меньшинств в национальном, культурном и социально-экономическом плане. После того как была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам, данный вопрос стал международного уровня.

Декларация закрепляет права меньшинств на национальную самобытность, возможность пользоваться своей культурой, говорить на родном языке и иметь свободное вероисповедание. Также меньшинства могут создавать объединения, налаживать контакты со своей этнической группой, проживающей в другой стране, а также участвовать в принятии решений, непосредственно их затрагивающих. Декларация закрепляет обязанности государства по охране и защите национальных меньшинств, учёте их интересов во внешней и внутренней политике, предоставление условий для развития культуры меньшинств и т.д.Создание Декларации ООН послужило тому, что в ряде стран Европы начали создаваться законодательные акты, которые раскрывали права и обязанности национальных меньшинств, проживающих на той или иной территории.

Стоит заметить, что действительно серьёзным этот вопрос стал только после вмешательства ООН. Теперь вопрос о меньшинствах должен был регулироваться не самостоятельно государством, а исходя из мировой практики.Начиная с 80-годов активно шло создание, разработка и усовершенствование многостороннего договора.

Завершился этот длительный процесс тем, что была принята Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств.

Она указывала на то, что защита меньшинств и предоставление им надлежащих прав стали полноценной частью проекта по отдельного человека.

На сегодняшний день Рамочную конвенцию подписали 36 стран мира. Конвенция национальных меньшинствах показала, что миру небезразлична судьба отдельных этнических групп.В то же время страны СНГ решили принять свой всеобщий закон о защите меньшинств. Повсеместное создание международных документов о национальных меньшинствах говорит о том, что вопрос перестал быть государственным и стал международным.Нельзя забывать того, что страны, подписывающие получают новые проблемы.

Положения Конвенции предполагают значительное изменение законодательства.

Таким образом, стране нужно либо менять свою законодательную систему, либо принимать множество отдельных международных актов.

Также следует отметить, что ни в каком международном документе нельзя отыскать определение термина «национальные меньшинства». Это приводит к ряду сложностей, так как каждому государству отдельно приходится создавать и находить признаки, которые признаются общими для всех меньшинств. Это всё занимает длительное время, поэтому процесс идёт очень медленно.

Несмотря на международную активность в этом плане, на практике всё обстоит несколько хуже.

Кроме того, даже созданные критерии часто являются очень неполными и неточными, что порождает массу проблем и недоразумений.

Не стоит забывать о негативных элементах каждого общества, которые единственно желают нажиться на том или ином законе. Таким образом, мы понимаем, что проблем в данной области регулирования международным правом очень много. Решаются они постепенно и индивидуально, в зависимости от политики и собственных предпочтений каждого государства.Права национальных меньшинств в разных странах мира значительно разнятся.

Несмотря на общее и международное принятие меньшинств как отдельной группы людей, которая должна иметь свои права, всё же отношение отдельных политических лидеров может быть субъективно.

Отсутствие чётких подробных критериев отбора меньшинства только способствует такому влиянию. Рассмотрим, каково положение и проблемы национальных меньшинств в разных уголках мира.В документах Российской Федерации не существует конкретного определения термина. Однако он часто применяется не только в международных документах РФ, но также в Конституции России.

Стоит отметить, что защита меньшинств рассматривается в разрезе ведения федерации и в разрезе совместного ведения федерации и её субъектов.

Национальные меньшинства в России имеют достаточно прав, поэтому нельзя сказать, что РФ слишком консервативная страна.Украинское законодательство попыталось объяснить термин «национальное меньшинство», говоря, что это определённая группа людей, которые не являются украинцами по национальному признаку, имеют собственное этническое самосознание и общности внутри себя.В законе Эстонии «О культурной автономии» говорится, что национальное меньшинство – это граждане Эстонии, которые связаны с ней исторически и этнически, давно проживают на территории страны, но отличаются от эстонцев особой культурой, религией, языком, традициями и т.д.

Именно это служит признаком самоидентификации меньшинства.Латвия приняла Рамочную конвенцию. Латвийское законодательство определяет меньшинства как граждан страны, которые отличаются культурой, языком и религией, но на протяжении веков были привязаны к этой территории.

Также указывается, что они принадлежи латвийскому обществу, сохраняют и развивают собственную культуру.В славянских странах отношение к лицам национальных меньшинств более лояльное, чем в других странах мира. Например, национальные меньшинства в России существуют практически на одинаковых правах с коренными россиянами, тогда как в ряде стран меньшинства даже не признаются существующими.В мире существуют страны, которые отличаются своим особенным подходом к вопросу национальных меньшинств. Причин тому может быть множество.

Одна из самых частых – это длительная вековая вражда с меньшинством, которое на протяжении долгого времени затормаживало развитие страны, угнетало коренных жителей и стремилось занять самое выгодное положение в обществе.

К странам, которые иначе смотрят на вопрос меньшинств, можно отнести Францию и Северную Корею.Франция является единственной страной ЕС, которая отказалась от подписания Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Также перед этим Конституционный совет Франции отверг ратификацию Европейской Хартии региональных языков.В официальных документах страны говорится, что во Франции нет меньшинств, а также, что конституционные соображения не позволяют Франции подписывать международные акты о защите и присоединении национальных меньшинств. Органы ООН считают, что государство должно решительно пересмотреть свои взгляды в этом вопросе, так как официально в стране присутствует множество лингвистических, этнических и религиозных меньшинств, которые должны иметь свои законные права.

Тем не менее на данный момент этот вопрос завис в воздухе, так как Франция не желает пересматривать своё решение.Северная Корея – это страна, которая по многим признакам отличается от других стран мира. Неудивительно, что в этом вопросе она не согласилась с мнением большинства.

В официальных документах говорится, что КНДР – это государство одной нации, именно поэтому вопрос о существовании меньшинств не может существовать в принципе. Однако очевидно, что это не так.

Меньшинства присутствуют практически везде, это обыкновенный факт, который проистекает из исторических и территориальных аспектов. Что ж, если негласные меньшинства подняты до уровня коренного населения, это только к лучшему.

Однако возможен вариант, когда меньшинства сильно ущемляются в своих правах не только со стороны государства, но и со стороны отдельных граждан, которые с ненавистью и агрессией относятся к меньшинствам.Закон о национальных меньшинствах в каждой стране соблюдается по-разному.

Несмотря на официальное признание меньшинств, в каждом обществе часто встречается дискриминация меньшинств, расизм и социальная изоляция. Причин тому может быть много: разные взгляды на религию, отвержение и неприятие другой национальности как таковой и т.д. Не стоит говорить, что дискриминация обществом – это серьёзная проблема, которая может привести к множеству серьёзных и сложных конфликтов на уровне государства.

В ООН вопрос он меньшинствах актуален уже около 60 лет. Несмотря на это, многие государства остаются безразличными к судьбе какой-либо группы внутри страны.Отношение общества к национальным меньшинствам во многом зависит от политики государства, её интенсивности и убедительности. Многим людям просто нравится ненавидеть, так как за это всё равно не накажут.

Однако ненависть никогда не заканчивается просто так. Люди объединяются в группы, и тут начинает проявлять себя массовая психология.

То, что один человек никогда бы не сделал из-за страха или морали, вырывается наружу, когда он в толпе. Подобные ситуации действительно имели место быть во многих странах мира.

В каждом случае это приводила к ужасным последствия, смертям и покалеченным жизням.Вопрос о национальных меньшинствах в каждом обществе должен подниматься с самых ранних лет, чтобы дети приучались уважать человека другой национальности и понимать, что у них равные права. Однородного развития данного вопроса в мире нет: некоторые страны активно преуспевают в просвещении, некоторые ещё захвачены первобытной ненавистью и глупостью.Этнические национальные меньшинства имеют множество проблем даже в современном разумном мире. Чаще всего дискриминация меньшинства основывается не на расизме или ненависти, а на обычных факторах, продиктованных социально-экономическим аспектом.

Рекомендуем прочесть:  Методы дисциплины персонала

Это во многом зависит от государства, которое, скорее всего, не уделяет достаточного внимания социальной защищенности своих граждан.Чаще всего проблемы возникают в сфере найма на работу, образовании и жильё. Исследования и интервью с многими ведущими экспертами указывают на то, что практика дискриминации национальных меньшинств действительно имеет место быть. Многие работодатели могут отказать в приёме на работу по разным причинам.

Особенно такая дискриминация касается прибывших из Азии и лиц кавказской национальности.

Если на низком уровне, когда нужна просто дешёвая рабочая сила, этот вопрос менее явен, но при приёме на высокооплачиваемую должность такая тенденция очень ярка.Что касается образования, то работодатели часто не доверяют дипломам лиц из меньшинств по многим причинам. Действительно существует мнение, что иностранные студенты приезжают просто для того, чтобы получить пластиковое свидетельство об образовании.Вопрос жилья также остаётся очень актуальным.

Обычные граждане не желают рисковать и сдавать родные стены подозрительным лицам.

Они предпочитают отказаться от прибыли, чем связываться с лицами другой национальности.

Однако каждый вопрос имеет свою цену.

Именно поэтому труднее всего приходится иностранным студентам, которые не имеют в своём распоряжении слишком много денег.

Те же, кто может себе позволить хорошее существование, чаще всего получают желаемое.Защита национальных меньшинств — это важный вопрос для всего мирового сообщества, ведь каждый человек вследствие исторических событий может оказаться членом меньшинства. К сожалению, не все страны готовы понять и принять этнические группы, с которыми в прошлом была вражда. Однако защита национальных меньшинств выходит на новый уровень с каждым годом.

Это показывает мировая статистика, поскольку правила становятся всё более лояльными. 27 октября, 2016 Статья закончилась. Вопросы остались? Комментарии 0 Новые Обсуждаемые Популярные Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.

Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

Понятие «Национальное меньшинство» в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 340.1 A.B. СКОРОБОГАТОВ, доктор исторических наук, профессор Институт экономики, управления и права (г. Казань) ПОНЯТИЕ «НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ1 Статья посвящена анализу применения термина «национальное меньшинство » в российском законодательстве.

Автор рассмотрел российские конституционные акты, посвященные определению правового статуса и защите прав национальных меньшинств, и выявил особенности употребления в них указанного термина.

Особое внимание уделено неоднозначности законодательного использования термина «национальное меньшинство «.

Политическая и правовая реальность определяется различными дискурсами, в рамках которых слова являются знаками, скрывающими реальный смысл. Анализируя слова, можно де-конструировать смысл действий или явлений.

Особенно важно определиться с понятиями при изучении сложных социокультурных явлений, в чем-то схожих, но в принципе специфичных.

Тем более, если речь идет о правовом регулировании социокультурного явления.

Именно такова ситуация с понятием «национальное меньшинство», содержание которого в России до сих пор точно не определено. На парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации по законопроекту «О защите прав национальных меньшинств» так и не было сформулировано понятие «национальное меньшинство», которое бы адекватно дефиниро-вало данную категорию [1].

В настоящее время используется целый ряд терминов, дефиниция которых не всегда четко определена, например: «национальное меньшинство», «этническое меньшинство», «малая этническая группа», «диаспора». Попытаемся разобраться в этой неоднозначной ситуации, используя методологию сравнительного языкового правоведения. Неопределенность понятия в значительной степени обусловливает и расхождения в содер- жании этого явления.

Так, в проекте закона о национальных меньшинствах Российской Федерации, разработанном Верховным Советом и подготовленном к принятию весной 1993 г., даны следующие признаки данного понятия: 1) это часть народа; 2) проживает за пределами своего национально-государственного или национально-территориального образования, в инонациональной среде; 3) сохраняет национальное самосознание, язык, культуру, традиции и другие этнические особенности этого народа; 4) может быть частью народа, не имеющего своего национально-государственного или национально-территориального образования как в составе Российской Федерации, так и за ее пределами [2; 3].

Однако позиция депутатского корпуса по этой проблеме неоднозначна. Это видно при анализе проблемы, связанной с ратификацией Конвенции государств-участников СНГ

«Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам»

.

Одно из возражений, выдвигаемых против ратификации данной конвенции — наличие в ней формулировки, по которой к национальным меньшинствам отнесены только лица, постоянно проживающие на территории данного государства и имеющие его гражданство.

Несколько двусмысленно и заяв- 1 Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. РГНФ, грант № 07-03-29302а/В.

ление, принятое Государственной Думой при ратификации Рамочной конвенции, что исключение из сферы действия Конвенции апатридов противоречит ее целям [4].

Непоследовательность депутатского корпуса вполне объяснима: всякие законотворческие шаги в отношении национальных меньшинств в России делаются с оглядкой: как это может отразиться на положении российских соотечественников в новом зарубежье. Признав наличие гражданства государства-резидента одним из критериев отнесения к национальному меньшинству, Россия автоматически лишается права защищать тех соотечественников, которые не имеют этого гражданства, в первую очередь в Латвии и Эстонии. Конституцией РФ провозглашен принцип равноправия народов, проживающих на территории России, сущность которого выражается в недискриминации какого-либо народа по этническому признаку и предоставлении различных прав в равной мере всем народам, ее населяющим.

Однако фактически действительного равенства между народами не существует в силу ряда причин экономического, культурного и иного характера, поэтому обеспечение защиты прав народов, находящихся в численном меньшинстве по отношению к большинству населения государства, и предоставление этим народам дополнительных гарантий является одной из ее непосредственных обязанностей, закрепленной в названной Конституции, иных федеральных правовых актах, а также в международных договорах, где Россия является одной из сторон.

Такая защита должна осуществляться путем сохранения самобытности народов и основных элементов этой самобытности — религии, языка, традиций, а также посредством обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав лиц, принадлежащих к народам, представляющим собой национальные меньшинства.

Существенным недостатком в осуществлении в Российской Федерации названной защиты является то обстоятельство, что национальные меньшинства, проживающие в России, юридически подпадают под разные режимы правовой защиты, а сами эти режимы четко не определены. Так, например, Конституция Российской Федерации оперирует тремя терминами относительно указанных народов — «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы», «малочисленные этнические общности». Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» [5] выделяет малочисленные народы и этнические группы.

Основы законодательства РФ о культуре используют термины «народы и иные этнические общности». При этом ни один из данных нормативных актов, не раскрывая содержание используемых понятий, устанавливает нормы, направленные на защиту названных народов, этносов, групп.

Фактически ни один федеральный нормативный акт не дает ясного осознания терминов «национальное меньшинство», «малочисленная этническая общность», «этническая группа» и т.д., хотя согласно нормам Конституции РФ именно Федерация должна регулировать и защищать права национальных меньшинств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Неопределенность федерального понятийного аппарата затрудняет обеспечение прав национальных меньшинств не только в России в целом, но и в отдельных ее субъектах.

К тому же характерное для 1990-х гг. стремление субъектов РФ к правовому суверенитету привело к созданию нормативно-правовых актов, в значительной степени противоречащих федеральному законодательству. Приведение законодательства субъектов в соответствие законодательству РФ смогло исправить ситуацию лишь в тех предметах правового регулирования, где либо четко определено разграничение компетенции Федерации и субъектов, либо существует соответствующий федеральный закон.

Однако в сфере определения и защиты прав национальных меньшинств отсутствуют оба этих признака.

Значительное число нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации содержит нормы, которые определяют термин «национальное меньшинство» и относят отдельные народы или этнические общности к национальным меньшинствам. В законодательстве субъектов Федерации используются как дефиниции, зафиксирован- ные в Конституции Российской Федерации (национальные меньшинства, малочисленные этнические общности) и в федеральных законах (малочисленные народы, национальные группы и общности, этнические общности, культурно-этнические общности), так и определения, не используемые на федеральном уровне: этнические меньшинства (Татарстан, Хакасия), эт-нодисперсные меньшинства (Томская область), национальные общности (Свердловская область), малочисленные национальные общности (Красноярский край), малочисленные этносы (Якутия), коренные народы данного региона (Кабардино-Балкария, Калмыкия, Татария, Хакасия, Алтайский, Приморский края, Свердловская область), этнические группы (Коми, Дагестан, Якутия), этнические общины (Адыгея), этноконфессиональные и этнокультурные группы (Бурятия).

Такое разнообразие дефиниций в регионах — результат не только учета местных особенностей, но и отсутствия четкого определения понятий в федеральном законодательстве.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты комплексные законы, посвященные защите прав национальных меньшинств, прежде всего в этнокультурной и этноязыковой сферах.

Так, в Татарстане такой закон был принят 12 мая 2003 г.

[6]. В соответствии со ст. 1 «Национально-культурная автономия . — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации в Республике Татарстан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры».

Исходя из этого, можно говорить, что Татарстан переходит от индивидуального определения национальных меньшинств к коллективным, что соответствует международно-правовым тенденциям. Анализ специфики употребления терминов в законодательстве Татарстана [7; 8; 9] позволяет сделать вывод о том, что за терминологическим аппаратом если и не скрываются две диаметрально противоположные концепции, то смысловая нагрузка несколько другая, чем является более или менее принятой в теоретических трактовках нации: нация-согражданство и этнонация. Это приводит к некоторой запутанности терминологического аппарата, неразличению реальных групп (что, впрочем, может пониматься и как преднамеренная позиция в обеспечении равенства всех народов).

Понятие «национальное меньшинство» официально используется лишь в Договоре Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».

В документе отмечается, что органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ осуществляется

«обеспечение прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств»

[10]. В то же время необходимо отметить, что в проекте Закона РТ

«Об обеспечении прав национальных меньшинств в Республике Татарстан»

, представленном в Государственный совет Республики в 1995 г., дается достаточно подробное определение: «.

под «национальным меньшинством» понимается — часть этноса (народа), постоянно проживающая в Татарстане как компактно, так и дисперсно, имеющая или не имеющая свое национально-государственное или национально-территориальное образование вне пределов Республики Татарстан и состоящая из граждан Республики Татарстан, отличающихся от остального ее населения языком, самобытной культурной и традициями и объединенных общим этническим самоназванием и самосознанием своей общности» (ст. 1) [11]. Проведенное исследование позволяет утверждать, что логика развития российского правового дискурса делает необходимым закрепление строгой дефиниции понятия «национальное меньшинство» в специальном федеральном конституционном законе. На взгляд автора, данное определение должно выглядеть следующим образом:

«национальные меньшинства — это лица или группы лиц, являющиеся гражданами Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, находящиеся в недоминирующем положении и значительном меньшинстве к основному населению субъекта Российской Федерации, отличающиеся от этого населения культурой, языком, традициями и другими национальными особенностями, являющиеся самобытными и признающие себя национальным меньшинством»

.

Список литературы 1. Зорин В.Ю., Амонжолова Д.А., Кулешов C.B. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества.

— М., 1999. — C. 300. 2. Калинина Н.В. Национальные меньшинства в России.

— М., 1993. — C. 17-19. 3. Тэпс Д. Соотношение понятий национальных меньшинств и коренных малочисленных народов // История государства и права.

— 2006. — № 1. — С. 7-9. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 4. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г.

// Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 11. — Ст. 1256. 5.

Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. // Российская газета. — 2002. -14 декабря. 6. Закон Республики Татарстан от 12.05.2003 г.

№ 15-ЗРТ

«О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан»

// Республика Татарстан. — 2003. — 16 мая. -С. 2. 7. Скоробогатов A.B., Титова Т.А. Законодательство о языке и защита прав национальных меньшинств в Республике Татарстан // Российское законодательство в современных условиях: мат-лы Четвертой ежегодной науч.-практ.

конф., Брянск, 9 октября 2006г.; отв. ред. П.Н. Кириченко. — Брянск, 2006.

— С. 158-167. 8. Скоробогатов A.B., Титова Т.А.

Регулирование этнолингвистической сферы в Республике Татарстан и защита прав национальных меньшинств // Актуальные проблемы экономики и права. — 2007. — № 2. — С. 113-119. 9. Скоробогатов A.B., Титова Т.А., Покидышева И.В.

Правовой статус лиц и групп, принадлежащих к национальным меньшинствам // Правовой статус и правосубъектность лица: теория, история, компаративистика: мат-лы VIII междунар.

науч.-теор. конф. Санкт-Петербург, 14-15 декабря 2007 г.; под общ.

ред. Р.А. Ромашева, Н.С. Нижник. — СПб., 2007. — Ч. 1. — С. 237-242. 10. Договор от 26.06.2007

«О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»

// Российская газета.

— 2007. — 31 июля. — С. 2. 11. Проект Закона Республики Татарстан

«Об обеспечении прав национальных меньшинств в Республике Татарстан»

// Панорама-Форум.