Остановка на машине с механической коробкой


Остановка на машине с механической коробкой

Как правильно тормозить на механике: с выжатым сцеплением или нет?


» Как правильно тормозить на автомобиле с механической КПП – с выжатым сцеплением или с работающей передачей? Однозначно ответить на этот вопрос не могут даже водители, имеющие многолетний опыт вождения автомобилей с механикой. Рассмотрим, как ведёт себя автомобиль в обоих случаях, и какой способ торможения более эффективный и безопасный.Не секрет, что вести машину безопасно означает суметь, при необходимости, выполнить маневр, позволяющий уйти от дорожно-транспортного происшествия.

Это подразумевает:

  • Возможность менять направление движения с помощью рулевого управления.
  • Выполнить торможение:
      рабочей тормозной системой;
  • двигателем (с отпущенной педалью газа).
  • Ускориться, при необходимости, нажав педаль газа.

Правильно тормозить на механике означает двигаться на передаче до завершения остановки. Движение накатом должно быть полностью исключено из повседневной езды.Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает не только безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД.Если поворот осуществляется через центр перекрестка, то получается, что Вы постоянно находитесь на своей правой стороне дороги, как до начала поворота, так и после него (рис. 14).Рис. 14. Центр перекрестка как элемент траектории поворота налевоПриближаясь к центру перекрестка, Вам надо окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра.

А зависит траектория от… направления движения встречных машин!Если встречный транспорт движется прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения Вашего автомобиля (рис. 15). Вы обязаны лишь уступить дорогу встречным машинам, для чего можно просто снизить скорость движения или полностью остановиться около воображаемого центра перекрестка.

Но в любом случае следует сохранить траекторию, изображенную на рисунке 14.Рис. 15. Где «уступить дорогу»?А если встречная машина тоже хочет повернуть налево? К сожалению, ситуация с одновременным поворотом налево (и разворотом) в ПДД совсем не рассмотрена.

Поэтому на дороге водители обычно руководствуются неписаным правилом:

«При одновременном повороте налево – оставляй центр перекрестка между бортами машин»

.На больших перекрестках обычно это правый борт (рис. 16), а на маленьких – левый (рис.

17).Получается, что центр перекрестка является той точкой, которая позволяет водителю выбрать безопасную траекторию поворота налево на любом перекрестке.Рис. 16. Одновременный поворот налево на больших перекресткахРис. 17. Одновременный поворот налево на маленьких перекресткахА как найти этот «центр» на реальном перекрестке?

Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!Поверьте, найти центр несложно.

Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис.

18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.Рис.

18. Центр большого перекресткаРис.

19. Центр маленького перекресткаА как найти этот «центр» на реальном перекрестке? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакой «жирной кляксы»!Поверьте, найти центр несложно. Летом на сухом асфальте центр перекрестка явно просматривается в виде светло-серой «подушечки» специфической формы (рис. 18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.Зимой центр перекрестка виден еще лучше, чем летом, там лежит нетронутый снег, чуть более чистый, чем вокруг.
18 и 19). Поскольку колеса машин на поворотах «чертят» черной резиной по асфальту, то нетронутый центр своей формой еще и подскажет Вам, с какой стороны на этом перекрестке принято его объезжать.Зимой центр перекрестка виден еще лучше, чем летом, там лежит нетронутый снег, чуть более чистый, чем вокруг. Во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит.На рисунке 18 изображен центр большого перекрестка, на котором при одновременном повороте налево водители встречных машин немного не доезжают до центра.На небольших перекрестках, когда водители переезжают центр, образуется другая «подушечка», по форме близкая к обычному кругу (рис.

19). Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра.Итак, центр перекрестка мы нашли, разобрались, с какой стороны будем его объезжать, уступили при необходимости встречному транспорту, а что дальше? Дальше надо выезжать с перекрестка.При необходимости снизить скорость на механике и сделать остановку на спусках, в гололед или дождь, необходимо выполнить следующую цепочку действий:

  • В последний момент перед окончательной остановкой выжимаете сцепление, чтобы предотвратить остановку работы двигателя.
  • Отпускаете педаль газа.
  • Медленно нажимаете педаль тормоза.
  • Выполняете переключение скорости на нейтральную.
  • Отпускаете педали.

Умение тормозить двигателем жизненно необходимо, например, в гололед, однако этому тоже стоит поучитьсяЕсли возникла необходимость торможения механикой в сухую погоду на идеальном дорожном полотне, выполняете такие действия:

  • Медленно, без резких толчков, правой ногой нажимаете на педаль тормоза до завершения остановки.
  • Выжимаете сцепление левой ногой до упора.
  • После остановки включаете нейтральную скорость.
  • Полностью отпускаете педаль газа.
  • Выходя из авто, не забудьте воспользоваться стояночным тормозом.
  • Отпускаете все педали.

    Причем педаль газа бросать не рекомендуется. Лучше все делать плавно.

Для начала расскажем немного о том, как правильно останавливаться на светофоре, если ваша машина работает на автомате.Если механическая трансмиссия делится на скорости, то у автомата есть разные режимы. Появление нового типа конструкции коробки привело к тому, что тормозить и трогаться на машинах с АКПП стало намного проще.

Особенно, когда речь заходит о начинающих водителях.Автоматы буквально созданы для езды в городских условиях.

Они позволяют без лишних усилий и множества манипуляций быстро остановиться на светофоре, а затем так же легко задать стартовую скорость транспортному средству.Чтобы остановиться на подъезде к перекрёстку, водителю нужно плавно отпускать и нажимать педаль тормоза. В результате автомобиль остановится. Но тут главное не отпускать педаль, если вы находитесь в режиме Drive.

Он автоматически задаёт машине движение на скорости около 20 километров в час.Как только автомобиль на АКПП удастся остановить, держите ногу на педали тормоза, пока не загорится красный.

Дальше отпускайте педаль и нажимайте на газ.Помимо торможения педалью тормоза, на автоматических трансмиссиях также присутствует возможность остановки автомобиля двигателем. Здесь на помощь приходят рекомендации более опытных водителей. Но по факту никаких сложных манипуляций проводить не придётся.Когда впереди виднеется спуск, коробка автомат переключается на режим S с текущего положения Drive (или просто D).
Но по факту никаких сложных манипуляций проводить не придётся.Когда впереди виднеется спуск, коробка автомат переключается на режим S с текущего положения Drive (или просто D).

Если склон достаточно крутой, тогда можно перейти с Drive на режим L. Тут уже стоит отталкиваться от собственных ощущений.Дополнительно на автоматических трансмиссиях присутствует кнопка Hold, которая поможет вам в торможении двигателем.Использовать такой метод остановки лучше в экстренных ситуациях, когда отказала педаль тормоза.

Хотя некоторые активно практикуют этот способ, если нужно затормозить или остановиться при движении по крутому или затяжному спуску. Но если с педалью тормоза и всей тормозной системой проблем нет, лучше применять традиционный метод. Всё же тормоза для того и созданы, чтобы приостанавливать или полностью прекращать движение транспортного средства.Уметь тормозить двигателем жизненно необходимо, например, в гололед.

Так называемое экстренное торможение встречается также в экзаменационных билетах.На скользком дорожном покрытии применяются три приема торможения:

  1. прерывистое;
  2. торможение двигателем;
  3. ступенчатое.

Торможение двигателем предполагает последовательные действия водителя:

  1. выжать педаль сцепления;
  2. сброс подачи топлива, не выключая сцепления;
  3. повторить включение сцепления.
  4. включить более низкую передачу скорости;

Таким образом, количество оборотов двигателя повысится, а скорость уменьшится. Рабочая тормозная система может плавно подтормаживать авто.

Эффект торможения от совмещения описанных способов не меньше, чем от торможения традиционными колодками.Торможение двигателем на льду является предпочтительным способом в связи с тем, что при блокировке на ледяной поверхности колеса не поддаются управлению. Зато, если колесо авто катится, даже частично проскальзывая, обеспечивается минимальная управляемость.

Заносы на поворотах — дело нередкое и случается из-за плохого состояния дорог под передними и задними колесами, а также уклона дорогиЗаносы на поворотах случаются по различным причинам, к которым относится, к примеру, неодинаковое состояние дорожного полотна под передними и задними колесами, уклон дороги.

Юз и занос машины случаются и от неодновременной блокировки колес. Остановить занос намного проще в самом начале, когда автомобиль еще не сошел с траектории движения.Если уже случился занос, следует придерживаться нескольких советов:

  • Руль поворачивайте только в сторону заноса: зад автомобиля заносит вправо — руль поворачиваете вправо быстро, но без резких движений. Здесь хороша умеренность в управлении рулем.
  • Не пользуйтесь также педалью сцепления — это не имеет никакого смысла.
  • Ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза — это усложнит ситуацию, поскольку машина станет неуправляемой.
  • Усложняет ситуацию резкое отпускание педали газа.
  • Если у вас автомобиль с задним приводом, плавно снизьте обороты двигателя.
  • Если вы являетесь владельцем переднеприводного авто, увеличьте обороты, чтобы силой тяги управляемых колес остановить занос.

При нейтральной передаче на управление машиной не влияет педаль газа. Следовательно, включение нейтральной передачи на повороте приведет к ужасным последствиям — потере контроля над авто.

Следует учитывать также, что даже при включенной, к примеру, четвертой передаче, на скорости 60 км/ч, тахометр показывает менее 2 000 оборотов/мин. При такой слабой тяге двигателя торможение двигателем будет очень недостаточно неэффективным. Прекратить занос автомобиля и ДТП сможет только эффективное торможение двигателем при условии тяги мотора 3 000-3 500 оборотов/мин.

на третьей передаче при скорости 70 км/час.Скользкие подъемы преодолеваются легко, если заранее выбрать правильную скорость и передачу. Менять ее на самом подъеме неудобно.

Переднеприводные авто часто буксуют на скользких подъемах. Можно попробовать заехать на подъем задним ходом.Торможение двигателем на спуске, покрытом льдом, будет успешным при условии заблаговременного включения в начале движения вниз 2-й передачи. Нажатие на тормоз автомобиль превращает в санки.

Резкие повороты рулевого колеса также не помогут управлять автомобилем — он будет ехать прямо, несмотря на все усилия водителя повернуть в сторону.Немного улучшает положение повышение сцепления шин с дорогой.

Использование цепей противоскольжения, шипованой резины, особых зимних шин может несколько упростить управление автомобилем на скользкой поверхности дороги. Если тормозить двигателем плавно, размеренно и мягко, автомобиль обретет устойчивость, снизится вероятность такой неприятности, как занос.Несколько упрощает управление автомобилем на льду современная ABS — антиблокировочная система, не позволяющая колесам уйти в полную блокировку, потерять управление автомобилем. До изобретения такого устройства водители при заносе могли рассчитывать только на свое мастерство.

Работу ABS имитирует прерывистое нажатие тормоза, не дающее ввести колеса в блокировку.

Стоит учесть, что ABS не дает четкой управляемости, поэтому лучше тормозить заранее, чтобы войти в маневр на правильной скорости.

Для неопытных водителей, имеющих в своём распоряжении машины с механической коробкой, можно дать один важный совет – использовать сцепление только по его прямому назначению:

  1. при необходимости переключиться на более высокую или низкую передачу во время движения;
  2. во время начала движения с места;
  3. при полной остановке машины для перевода рычага МКПП в нейтральное положение с последующей постановкой на стояночный тормоз.

Ни в коем случае не следует пытаться применять сцепление для остановки машины.

Торможение двигателем намного эффективнее и безопаснее, нежели неуправляемое движение с заблокированными колёсами.

На твердой поверхности в сухую погоду перед светофором выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепленияПравила торможения на механике, которым обучают автошколы, гласят:

  • Водитель постоянно меняет передачу соответственно скорости авто, чтобы быть готовым быстро выполнить необходимый маневр.
  • Движение автомобиля должно происходить при включенной передаче.
  • Только для остановки при движении машины со скоростью 5-10 км в час, выжимается сцепление с тормозом для остановки авто.

Практика показывает, что правильным методом торможения двигателем пользуются немногие водители, поскольку они устают от частого переключения на пониженные передачи, увеличивается расход топлива, коробка передач быстрее изнашивается. Безусловно, на твердой поверхности в сухую погоду выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления.Как правильно тормозить на «механике», мы уже выяснили, теперь о том, безопасен ли этот метод для самого двигателя. На самом деле применение данного эффекта является абсолютно безвредным для мотора, коробки передач и всех прочих узлов автомобиля.

Повышение оборотов на несколько секунд еще никогда не становилось причиной капитального ремонта двигателя.

Поэтому не стоит верить людям, которые утверждают, что торможение двигателем усугубляет работу машины и всех ее механизмов. Главное – соблюдать последовательность всех действий.Во время движения машины на передаче топливо расходуется в увеличенном количестве. Держание ноги на педали газа, высокие обороты двигателя требуют расхода топлива.

Держание ноги на педали газа, высокие обороты двигателя требуют расхода топлива.

Прекращение давления на педаль газа приводит к остановке авто от торможения двигателем, причем чем ниже передача, тем быстрее остановка авто.

При спуске с небольшого уклона оптимальным положением рычага коробки передач будет нейтралка, что предотвращает торможение мотором. В такой ситуации скорость машины падает значительно медленнее, чем на передаче, поскольку авто тормозит только сила трения колес о дорожное полотно и сопротивление воздуха. Так существенно экономится топливо.Метод позволяет при объеме двигателя 1.4-1.6 преодолеть на одном литре топлива по городу без заторов 12-15 км.

А некоторые водители умудряются проехать на одном литре даже 20 км. Но бывают ситуации, когда тормозить экономичным способом не удается в силу дорожных условий. Тогда умение тормозить с помощью двигателя — как никогда кстати.Когда дороги заметены снегом, есть риск уйти в занос при легком нажатии на педаль тормоза.

Опытные водители стараются забыть о существовании этой педали и максимально мало использовать ее при вождении. Конечно, полностью отказаться от торможения с помощью предназначенной для этого системы невозможно, ведь двигатель может лишь замедлить ход авто, но не полностью остановить машину.Итак, торможение двигателем происходит следующим образом:

  1. когда авто замедлится и примет свободный ход, нужно снова переключить передачу на пониженную.
  2. заблаговременно определите момент, когда необходимо начать снижение скорости;
  3. затем медленно отпускайте педаль сцепления и замедляйте ход;
  4. выжимайте сцепление и переключайте передачу на пониженную;

Распространенной ошибкой многих водителей в этом процессе является включение первой передачи на большой скорости.

Это приводит к нескольким неприятным последствиям. Во-первых, в автомобиле становится ехать некомфортно, водитель и пассажиры клюют носом при каждой попытке притормозить.

Во-вторых, такое торможение наносит вред коробке передач, передавая слишком высокий крутящий момент от колес на коробку.Лучше всего постепенно понижать передачи, но делать это быстро.

Если тормозить нужно экстренно, включит вторую передачу и сразу после замедления используйте первую. После окончательного замедления на первой передаче используйте педаль тормоза для полной остановки.К таким случаям относятся ситуации, когда категорически запрещено движение авто на нейтралке — движение с гор, по горным серпантинам.
После окончательного замедления на первой передаче используйте педаль тормоза для полной остановки.К таким случаям относятся ситуации, когда категорически запрещено движение авто на нейтралке — движение с гор, по горным серпантинам.

Без торможения двигателем с многократным переключением на более низкие передачи, возникает риск перегрева тормозной системы, увеличения пути торможения на четверть, а также риск отказа в управлении, вызванный сильным перегревом тормозов.Важно помнить, что нейтральная скорость создана исключительно для переключения передач водителем и для того, чтобы двигатель остановленного авто мог работать, а не для использования во время движения автомобиля.

Нейтралка также создана для плавного начала движения машины, поддержания работы двигателя во время остановки транспортного средства.

При снижении скорости включение пониженных передач повышает безопасность Вашего движенияПри снижении скорости включение пониженных передач, повышает безопасность движения.

Понижать передачу рекомендуется при опускании стрелки тахометра до 2 500 оборотов/мин., если у вас авто с атмосферным бензиновым двигателем, до 2 000 оборотов/мин. — при авто на турбо-двигателе, до 1 500 оборотов/мин. — для двигателя, работающего на дизельном топливе.

Это нижние усредненные границы. Следует исходить из значений максимального значения крутящего момента конкретной марки авто при переключении передач. Итак, выше упоминалось о необходимости включения пониженной передачи для увеличения устойчивости в дуге поворота.Эффективность такого способа торможения зависит от многих факторов, ключевыми из которых является опыт водителя, правильная оценка дорожной ситуации, техническое состояние автомобиля.

  • Существует предположение, что наиболее эффективно торможение осуществляется на автомобилях с дизельным двигателем. Это связано с тем, что степень сжатия в цилиндрах в полтора раза выше. Однако, принципиальных отличий в скорости нет, поскольку торможение двигателем не дает большого замедления и обращать внимание на это предположение не стоит.
  • Данный метод увеличивает устойчивость машины к заносу, поскольку колеса не блокируются колодками. Специалисты рекомендуют применять торможение двигателем в экстренных ситуациях, когда нужно предотвратить ДТП.
  • Благодаря данному способу увеличивается срок службы тормозных колодок.
  • Не наступает перегрев диска (или барабана) во время снижения скорости, а значит, отсутствует риск отказа тормозов.
  • Автомобили, оснащенные системой АВS, в момент совершения торможения двигателем в экстренной ситуации могут потерять драгоценные секунды, поскольку система АВS справится лучше. Исключением является гололед на дороге, когда между этими двумя способами торможения следует выбрать торможение двигателем.
  • В случае отказа тормозов у водителя, торможение двигателем является единственным доступным способом остановить машину и избежать аварий.

Используя данный метод, можно не беспокоиться о перерасходе бензина, он останется таким же, как и при стандартной остановке авто.Это обусловлено тем, что при снижении скорости, водитель не затрагивает акселератор и уровень подачи топлива в цилиндры равен нулю.

После ускорения, бензин поступает в систему в обычном режиме.В некоторых случаях, можно снизить потребление бензина, используя эффект наката. Если на пути автомобилиста встречается длительный спуск или светофор, для экономии топлива, можно поставить нейтральную передачу и «катиться» на холостой работе двигателя.

На просторах интернета достаточно распространено мнение о том, что торможение двигателем – процедура несущая существенный вред трансмиссии и мотору автомобиля.

Однако, грамотное использование метода торможения двигателем и четкое следование рекомендациям – гарантия абсолютной безвредности.

Повышение оборотов на короткие промежутки времени не могут привести к проблемам с двигателем.Не нужно постоянно пользоваться этим способом, он для отдельных экстремальных ситуаций и будет актуален из соображений безопасности в определенные моменты.

Гонщик вначале тормозит, снижая обороты до 5 000, а затем включает передачу пониже, при этом поднимая оборотыПереключение передач вниз — прием, которым всегда пользуются гонщики при торможении, причем выполняют его не при 2500 оборотов/мин., как это делают водители в условиях города, а на высоких оборотах, когда стрелка тахометра находится в красной зоне. Тяга мотора при торможении нужна для ускорения выхода из поворота, скорейшего прохождения трассы.

Поэтому гонщик вначале тормозит, снижая обороты до 5 000, чтобы стрелка тахометра не зашкалила, а затем включает передачу пониже, при этом поднимая обороты.

Определив необходимость притормозить перед светофором, водитель заблаговременно может переключиться вниз и выполнить торможениеШтатный режим работы двигателя в режиме экономии топлива — это когда стрелка тахометра достигает 2 000-3 500 оборотов/мин. При этом на стадии разгона приемлема верхняя граница в 3 500 оборотов, с понижением до 2 500 оборотов/мин.

при поддержке скорости движения.

В ситуации города вначале переключается передача, а затем следует торможение. Определив необходимость притормозить перед светофором, водитель заблаговременно может переключиться вниз и выполнить торможение. Нужные обороты двигателя при этом поддерживаются.

Если же водитель сразу будет тормозить, используя рабочую тормозную систему, двигатель потеряет обороты.Пользуясь таким методом снижения скорости, важно обратить внимание на несколько правил.

Во-первых, всегда следует обращать внимание на обороты двигателя.

Для бензиновых ДВС 2,5 тысячи – это тот самый момент, в который нужно переключаться на пониженную скорость. Когда стрелка тахометра будет показывать на шкале 1 тысячу оборотов, выжимаем сцепление и переходим на следующую передачу. Лучше всего следовать по порядку – сначала 4-я, затем 3-я, 2-я и далее — первая скорость.

Во-вторых, эффективное торможение достигается не с использованием одной передачи, а с последующим переключением на более пониженные.

В-третьих, включение иных скоростей сопровождается небольшой перегазовкой. Это действие позволяет снизить нагрузку на коробку передач и диск сцепления, а также предотвратит рывки при движении.( 1 оценка, среднее 4 из 5 )Понравилась статья?
Поделиться с друзьями: Поиск: © 2021 Автовладельцам

Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач?

Виды торможения для начинающих

03 ноября 2017 Категория: Техника вождения автомобиля В автомобилях с механической коробкой передач передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам полностью подконтрольна водителю.По статистике больше половины продаваемых сегодня автомобилей оснащены именно автоматической коробкой, а управление механикой постепенно становится особенностью этого вида трансмиссии. Одним из основных разделов управления автомобилем, которое следует изучить для безопасного вождения, является торможение. В этой статье мы расскажем, как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач, но для начала рассмотрим несколько видов торможения.По сути, все виды снижения скорости на машине можно разделить на два основных, а именно:

  1. Экстренное торможение.
  2. Штатное торможение;

Давайте разберем эти два вида более детально.Под штатным торможением, как правило, понимают снижение скорости авто в обычных дорожных условиях.

Когда необходимо просто остановиться в определенном месте, без появления каких либо неожиданных опасностей, которые заставили бы вас прибегнуть к резкому торможению. Ниже мы приведем два основных способа штатного торможения.Чаще всего начинают тормозить двигателем на машине задолго до места остановки. Причем делать это вполне безопасно как на ровной, так и извилистой, скользкой или мокрой дороге.

Предположим, вы двигаетесь по улице на машине с механической коробкой передач на четвертой скорости. Впереди загорается красный, желтый или начал мигать зеленый сигнал светофора, или показалось место планируемой остановки. Для того чтобы медленно снизить скорость, вам необходимо:

  1. Плавно отпустить педаль газа, не выжимая сцепление.

Таким образом, вы будете продолжать двигаться на включенной 4 передаче, постепенно снижая скорость движения.Торможение на автомобиле с механической коробкой передач происходит в первую очередь за счет того, что двигатель перестает создавать крутящий момент, и начинает препятствовать вращению колес.

Поэтому этот режим движения и стал называться – «торможение двигателем», так как автомобиль при этом постепенно замедляется.В последний момент, чтобы двигатель не заглох, вам также необходимо выполнить некоторые действия. При движении, например, на четвертой передаче, когда стрелка тахометра будет соответствовать оборотам холостого хода, скорость приблизительно должна составлять около 40 км/ч (на третьей передаче примерно 30) выполняем следующее:

  • Выжимаем сцепление.
  • Переводим рычаг коробки передач на нейтральное положение.
  • Плавно останавливаем машину тормозами.

Кстати существует и второй вариант торможения двигателем, при котором по мере снижения скорости автомобиля с повышенных передач необходимо переключаться на пониженные, не доводя обороты двигателя до холостых. Таким образом, можно уменьшить скорость автомобиля еще быстрее и остановить машину практически без использования педали тормоза.Для примера, в случае торможения на той же 4 скорости, вам нужно продолжать тормозить еще быстрее, то можно переключиться на третью скорость и продолжать замедляться уже на ней.

Но это требует от водителя больших усилий и много практики вождения машины на механике, чтобы переключения были плавными и без резких толчков, которые не лучшим образом могут сказываться на состоянии самого автомобиля. При этом не допускается переключения больше чем на две передачи в низ.Также стоит отметить, что торможение двигателем на автомобиле с МКПП позволяет не только замедлить скорость, но и сэкономить на горючем.

К примеру, в машинах с карбюраторным мотором при торможении двигателем приводится в действие система ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода), перекрывающая подачу бензина.

В дизельных же или инжекторных системах блокируется открытие форсунок, через которые топливо поступает во впускной тракт или непосредственно в цилиндры.Как вы, скорее всего, уже поняли по названию, совмещение торможения двигателем с использованием педали тормоза – это и есть комбинированное торможение.

Данный тип изменения движения позволяет автомобилю тормозить еще быстрее и более безопасно, чем при использовании педали тормоза и выжатом сцеплении. Так как включенная передача не позволит колесам автомобиля застопориться во время торможения, что позволит сохранить управление над машиной в сложной ситуации.Чаще всего применяют такое торможение на ровной дороге вблизи препятствия.

Ситуация отличается от описанной выше меньшим расстоянием до места остановки или препятствия.

То есть замедление автомобиля, остановка машины, должна произойти на меньшей дистанции.Для безопасного торможения на машине с механической коробкой передач комбинированным способом необходимо выполнить следующие действия:

  • Точно так же, как и в предыдущем варианте, плавно уберите ногу с педали акселератора, не выжимая сцепления.
  • На оборотах холостого хода выжимаем сцепление, переводим рычаг коробки в нейтральное положение и окончательно останавливаем автомобиль.
  • Но, в отличие от предыдущего случая, отпустив газ, сразу же помогаем двигателю подтормаживать педалью тормоза.

При отпущенной педали газа и включенной передаче перекрывается подача топлива, автомобиль переходит в режим торможения двигателем.

Но теперь одновременно происходит торможение и двигателем, и тормозом. Поэтому путь до полной остановки будет значительно короче, чем в первом случае.Следующий вид торможения называется экстренным.

К нему прибегают только при неожиданно возникшем препятствии, чтобы остановиться как можно скорее. Такое торможение, как правило, сопровождается сильным визгом автомобильных шин.

А главное отличие экстренного торможения – в невозможности предвидеть место остановки транспортного средства.В случае экстренного торможения педаль тормоза, как правило, нажимается максимально сильно и колеса естественно блокируются. После чего по законам физики следует бесконтрольное скольжение машины по прямой.

Кроме всего прочего автомобиль в данный момент становится полностью неуправляемым. Что делает невозможным изменить его направление движения.Конечно, назвать такое торможение безопасным и эффективным просто нельзя. Поскольку самое эффективное торможение – это торможение на грани скольжения.

Когда колеса автомобиля при снижении скорости движения не блокируются, а сохраняют прочную связь с дорожным покрытием.

Поэтому задаваясь вопросом, как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач, этот момент следует усвоить в первую очередь.При экстренном снижении скорости ваша задача состоит в том, чтобы остановиться как можно скорее. А для этого следует научиться правильно работать с педалью тормоза, чтобы не допускать скольжения колес во время торможения. Но чтобы это сделать, необходимо научиться чувствовать автомобиль, а для этого требуется немало времени и много практики экстремального вождения.В свою очередь существуют специальные способы торможения, которые позволяют остановить машину более эффективно.

Одним из них является способ торможения, который еще называют прерывистым, суть его в следующем:

  1. Когда визг пропадает, следует повторное нажатие на тормоз с той же силой.
  2. В момент появления, так называемого визга, когда происходит блокировка колес, необходимо на мгновение слегка приотпустить педаль тормоза.
  3. При возникновении опасности столкновения с максимальной силой нажимается педаль тормоза.

Все эти действия необходимо повторять до тех пора, пока машина полностью не остановится. При этом тормозить необходимо при включенной передаче и отпущенном сцеплении, так как тормозной путь при этом становится значительно короче.На малой скорости движения можно выжать сцепление, чтобы не заглохнуть.

Конечно, это лучше делать при условии, что вы сумеете остановиться до препятствия. В противном случае этого лучше не делать, просто тормозите.

Двигатель, снизивший обороты ниже холостых естественно заглохнет, но в данной ситуации это вторично. Главное при этом остановиться до препятствия.Если ваша машина оборудована антиблокировочной системой тормозов – АБС, то ваша задача облегчается отсутствием надобности реагировать на блокировку колес.

Отпадет необходимость в периодическом нажатии на педаль тормоза для более эффективного торможения. Так как система АБС сделает это все за вас сама.При наличии этой системы колеса не заблокируются, а автомобиль сохраняет управляемость даже на скользком покрытии. В случае экстренной ситуации при движении на машине с механической коробкой передач и системой АБС все, что от вас требуется, это:

  1. Изо всех сил надавить на педаль тормоза и выжать сцепление.

В этот момент педаль тормоза начнет создавать соответствующее биение, что говорит о работоспособности данной системы.

А нажатие на сцепление поможет избежать последствий в ситуации, когда после резкой остановки необходимо будет быстро отъехать.Но никогда никакие самые современные системы не сделают торможение на льду равным торможению на асфальте. Будьте осторожны, не превышайте предельно допустимую скорость, особенно на мягком или скользком покрытии.

Так как тормозной путь при наличии данной системы в таких условиях может стать даже длиннее, при сравнении с такой же машиной, тормозящей без АБС.Как известно, в каждой ситуации на дороге действовать следует по-разному.

Это же касается и торможения. Ниже мы приведем несколько примеров, в которых расскажем, что можно или нельзя делать в той или иной ситуации.Вообще-то в повороте тормозить не надо. Скорость следует снижать до поворота.

Но если такая необходимость все же возникла, запомните несколько правил:

  1. Категорически не допускается резкое нажатие на педаль тормоза в повороте.
  2. Не выжимайте сцепление, проходить поворот необходимо при включенной передаче.

С заблокированными колесами машина может сорваться с траектории. Поэтому надо тормозить так, чтобы колеса сохраняли вращение.

Включенная передача придает машине дополнительную устойчивость.Следующая особенность вождения автомобиля с МКПП – это торможение на спуске.

Главное правило при этом не разъединять двигатель и трансмиссию. То есть сцепление не выжимать, коробку в «нейтраль» не переводить, тормозить только двигателем.

Тормозами следует только периодически кратковременно подтормаживать автомобиль, если скорость превышает безопасную.Дело в том, что при длительном затяжном торможении, например при спуске с крутой горы, тормоза могут перегреться и отказать.

Поэтому тормозить с горки следует только двигателем, чтобы не подвергать тормозные колодки сильным нагрузкам.Запомните одно простое правило: чтобы мотор эффективно сбавлял скорость при спуске с крутого холма, двигаться следует на той передаче, на которой вы бы поднимались по этой же дороге в гору.Основное правило на скользкой дороге – это не допускать блокировку колес. Пока колеса крутятся, автомобиль управляем, можно при необходимости аккуратно изменить направление движения и объехать препятствие. С заблокированными колесами машина перестанет слушаться руля, и траектория движения станет непредсказуемой.При торможении необходимо стараться удерживать колеса на грани пробуксовки.

Это можно сделать периодическим нажатием и отпусканием педали тормоза. А проделывается это при включенной передаче.

Так как автомобиль, лишенный крутящего момента на ведущих колесах может неожиданно сорваться в занос, справиться с которым без специальных навыков будет сложно.