Подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации


Государственная регистрация сервитута


Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом. Статья 5 Земельного кодекса (далее — ЗК РФ) относит к числу участников земельных отношений обладателей сервитута — лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Пунктом 1 статьи 23 ЗК РФ указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться, например, для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей; размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей и подъездов к ним.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274 — 276 ГК РФ.

Так, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По общему правилу, сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Сервитутом могут также обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

  1. Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу КонсультантПлюс: примечание.Публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются.

Правообладатели таких земельных участков вправе использовать меры защиты, предусмотренные ЗК РФ (в ред. ФЗ от 03.08.2018 ).(в ред. Федерального от 03.08.2018 N 341-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФАрбитражные споры:- Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет установить сервитут и определить размер платы- Лицо, в пользу которого установлен сервитут, хочет устранить препятствия в пользовании сервитутом- Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет признать недействительным отказ органа местного самоуправления в установлении сервитута- Правообладатель недвижимости хочет взыскать задолженность по оплате сервитута- Правообладатель недвижимости хочет прекратить сервитутСм.

Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФАрбитражные споры:- Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет установить сервитут и определить размер платы- Лицо, в пользу которого установлен сервитут, хочет устранить препятствия в пользовании сервитутом- Лицо, заинтересованное в установлении сервитута, хочет признать недействительным отказ органа местного самоуправления в установлении сервитута- Правообладатель недвижимости хочет взыскать задолженность по оплате сервитута- Правообладатель недвижимости хочет прекратить сервитутСм.

все ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФСпоры в суде общей юрисдикции:- Истец хочет установить частный платный сервитут в отношении своего земельного участка- Истец хочет установить частный сервитут в отношении смежного земельного участка 1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных настоящего Кодекса.2.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского Российской Федерации о сервитуте и положения настоящего Кодекса не применяются.4.

Публичный сервитут может устанавливаться для:1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;(в ред.
Публичный сервитут может устанавливаться для:1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;(в ред. Федерального от 27.12.2019 N 477-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);8) использования земельного участка в целях, предусмотренных настоящего Кодекса.5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.7.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон.

Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных настоящего Кодекса.Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.8.

Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.10.

В случае, если размещение объекта, указанного в настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется.

В случае, если размещение объекта, указанного в настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и настоящего Кодекса.11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.12.

Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную , если иное не предусмотрено настоящим .14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.15.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.16.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.17.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.18.

Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются настоящего Кодекса.19.

Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

.

Открыть полный текст документа Ст. 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Обязательно ли регистрировать сервитут

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Учитывая, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку земельный участок, в отношении которого истец просит установить сервитут, передан органом местного самоуправления в пользование арендатору — третьему лицу по договору аренды, который зарегистрирован в установленном законом порядке, не расторгнут и в нем не предусмотрена необходимость получения согласия уполномоченного органа на заключение такого соглашения; следовательно, в силу статьи 39.24 ЗК РФ соглашение о сервитуте должно заключаться не с ответчиком, а с третьим лицом; доказательства обращения истца к третьему лицу с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута не представлены, апелляционный суд правомерно отказал в установлении сервитута в отношении земельного участка, обоснованно исходя из принципа соблюдения разумного баланса интересов сторон спора и того, что ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не должно создавать существенных неудобств и нарушений прав третьего лица — правообладателя смежного земельного участка. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд отказал в удовлетворении требований истцов о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ о внесении регистрационной записи о регистрации права в виде публичного сервитута на часть земельного участка; о возложении обязанности аннулировать запись. Как указал суд, публичный сервитут постоянного действия в отношении спорного земельного участка утвержден проектом межевания территории.

Из ст. 26 Градостроительного кодекса РФ следует, что документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований и являются нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права.

В данном случае оспариваемое решение Управления соответствует требованиям федерального законодательства и не нарушает права административных истцов, поскольку ими приведены доводы о нарушении прав именно установленным публичным сервитутом, а не решением о государственной регистрации публичного сервитута. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:5.1.

Кто должен уплатить госпошлину за регистрацию сервитута Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Соглашение оформляется письменно. При этом сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. Исключение составляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если срок установления сервитута в отношении такого участка не превышает трех лет (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 17 ст. 23, п.

1 ст. 39.24, п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). 4. Решение о прекращении сервитута должно быть направлено в порядке информационного взаимодействия в орган регистрации прав в течение десяти календарных дней с момента его принятия для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Постановлением окружного суда судебные акты отмены с указанием на то, что Закон о регистрации прав не содержит обязательного требования о кадастровом учете части земельного участка в случае заключения соглашения о сервитуте.

Сервитут без регистрации

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Доводы заявителя об отсутствии оснований для взыскания платы за сервитут при отсутствии доказательств регистрации сервитута, о неисполнении истцом решения Центрального районного суда г. Челябинска, о наличии оснований для оставления иска без рассмотрения получили оценку судов со ссылкой на положения части 5 статьи 4, части 1 статьи 65, статей 10, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 52 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и были мотивированно отклонены.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Соглашение оформляется письменно. При этом сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным.

Исключение составляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если срок установления сервитута в отношении такого участка не превышает трех лет (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 17 ст. 23, п.

1 ст. 39.24, п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Данные сомнения разделяют некоторые цивилисты. См., напр.: Бевзенко Р.С. Летопись наших достижений: сервитуты без регистрации // Закон.ру.

2014. 21 ноября. URL: https://zakon.ru/blog/2014/11/21/letopis_nasMx_dostizhenij_servituty_bez_registracii. 4. В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

35. Отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта, установившего данный сервитут.

Сервитут. Публичный или частный? Регистрация публичного сервитута.

11 сентября 20202,9 тыс. прочитали2,5 мин.5 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы2,9 тыс.

прочитали до концаЭто 58% от открывших публикацию2,5 минуты — среднее время чтенияСогласно Земельному Кодексу РФ сервитуты подлежат государственной регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных п.4 ст. 39.25 ЗК РФ. Однако, нужно различать понятия «сервитут» и «публичный сервитут», который не подлежит государственной регистрации и считается установленным со дня внесения сведений в ЕГРН.Данная позиция отражается в Для начала скажем, что сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.Сервитуты устанавливаются:

  1. по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо — публичный.
  2. по соглашению между собственником участка и соседями — частный;

Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае если соглашение об установлении или условиях частного сервитута не достигается — спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка.

Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.Публичный же сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий. Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.Цели установления публичного сервитута различны.

Например:

  1. проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.
  2. размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  3. для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  4. размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
  5. складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;

В Земельном кодексе содержится целая глава — V.7 об установлении публичного сервитута, в которая отражается подробная информацию об условиях установления публичного сервитута. Вводят его без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия.

Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, так как такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника земли.

Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей. Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.Прекращаются соглашения об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий.

Юридически соглашение прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.В сентябре 2018 года вступил в силу , в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках.

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.Можно сказать, что публичный сервитут — право юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, газопроводов и т.п.). Юридически сервитут на участок земли — это сделка, по которой собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст.

23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).Обращаем Ваше внимание, что не стоит использовать землю не по назначению, присваивать себе чужую часть земельного участка или пытаться продать его. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст соответствующий иск в суд.

При этом у владельца остаются все права: он может распоряжаться своей землей, в том числе и продать.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.Для подготовки документов, в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута, вы можете обратиться к нам, в ООО «Региональный кадастровый центр».

Порядок установления сервитута

Земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитут устанавливается по соглашению граждан или через суд.

Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом для обеспечения государственных нужд. Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества.

Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков.

Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. В случае перехода или передачи прав на землю, обремененную сервитутом, все обязательства по обременению переходят новому владельцу.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.

При наличии спора относительно размера платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке. Основания для установления земельного сервитута являются: нормативно-правовые акты; договор между собственниками; судебное решение.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Для установления сервитута по соглашению сторон требуются следующие документы: заявление на государственную регистрацию; документ-основание для установления сервитута.

При представлении заявления о государственной регистрации посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Размер госпошлины составляет: 1500 рублей для физического лица и 6000 рублей для юридического лица.

Сервитут считается действительным с момента его регистрации, устанавливается как на бессрочный период, так и на определенный срок. Прекращение действия сервитута возможно по обоюдному соглашению владельцев, при исчезновении условий, ставших причиной введения сервитута.

В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Как зарегистрировать частный сервитут?

Сервитут — это ограниченное право пользования чужой вещью.

Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным.

Однако вы можете не регистрировать частный сервитут, в случае если одновременно выполняются следующие условия: — он устанавливается в отношении части публичного земельного участка; — его срок составляет менее трех лет; — в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и государственной регистрации права (ограничения, обременения) на него. В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению. За регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц: 1) лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком.

В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка; 2) собственник (лицо, права которого ограничиваются).

При этом регистрируется ограничение, обременение права. Если за регистрацией обратятся оба лица, сервитут будет зарегистрирован и как вещное право, и как ограничение, обременение.

Отметим, что государственная регистрация частного сервитута может проводиться: — без одновременного кадастрового учета, если в реестр уже включены сведения о земельном участке или его части, на которую устанавливается; — с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. Для установления сервитута требуются один из следующих документов: — соглашение об установлении сервитута (не менее чем в двух подлинниках, если оно совершено в простой письменной форме, не менее одного подлинника и копии, если оно нотариально удостоверено); — решение суда, вступившее в законную силу.

Его можно представить в виде копии в одном экземпляре. Размер госпошлины за регистрацию сервитута составляет: 1500 рублей для физического лица и 6000 рублей для юридического лица.

Госпошлину платит заявитель, обращающийся за регистрацией.

Если за регистрацией обращаются обе стороны соглашения, то госпошлина распределяется между ними. Срок регистрации сервитута составляет: если документы представлены в Росреестр 7 рабочих дней, через МФЦ 9 рабочих дней. Регистрация сервитута производится на основании нотариально удостоверенного соглашения, в течение 3 рабочих дней, если документы представлены в Росреестр.

А если документы поданы на регистрацию через МФЦ, то срок регистрации частного сервитута составляет 5 рабочих дней.

При одновременном проведении кадастрового учета части земельного участка и регистрации сервитута через Росреестр срок регистрации составляет 10 рабочих дней, а через МФЦ 12 рабочих дней. В подтверждение государственной регистрации сервитута как вещного права, то есть если за его регистрацией обратилось лицо, в пользу которого он установлен, выдается выписка из Единого государственного реестра прав.

Если сервитут зарегистрирован на основании соглашения о его установлении, то в нем будет проставлена специальная регистрационная надпись.

Регистрация сервитута на земельный участок

В перечисленных случаях Гражданский кодекс предусмотрел возможность установления частного сервитута, однако право ограниченного пользования третьему лицу предоставляется только при соблюдении ряда условий: — сервитут устанавливается в отношении соседнего участка; — без сервитута нужды пользователя не могут быть удовлетворены; — имеется соглашение с собственником или судебное решение; — сервитут, как и любое вещное право на недвижимость, необходимо зарегистрировать.Таким образом, частный сервитут на землю устанавливается для ее использования конкретным лицом или группой лиц, которые имеют право ограниченного использования участка земли для своих нужд. Публичный сервитут отличается тем, что пользователю нет необходимости регистрировать это обременение публичной собственности, чтобы использовать землю для прохода, подъезда, проведения охоты и т.д.

Узаконением права ограниченного пользования, поскольку оно установлено одновременно для всех, а, следовательно, является публичным, занимаются государственные органы или органы местного самоуправления, в зависимости от того, чьим решением такое обременение образовано. Также публичный сервитут предполагается безвозмездным.

Государственная регистрация сервитута. Регистрация предполагает, что государством в строго определенной процедуре совершается юридический факт, влекущий: 1. возникновение у не собственника права пользования в той части, которая ему необходима для удовлетворения собственных нужд; 2.

признание государством установленного права на ограниченное пользование; 3. удостоверение признания права ограниченного пользования, которое производится в определенном порядке в два этапа путем учета в специальном реестре и выдачи удостоверения; 4. ограничение правомочий собственника в части предоставленного не собственнику правомочия.

Юридическое значение государственной регистрации неоспоримо и заключает в том, что совершенный юридический факт – единственно признаваемое государством доказательство существования права ограниченного пользования. Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.

Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации: — собственником земли; — лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения; — обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности. Заявителю необходимо предъявить: — копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок; — документ об основании установления обременения, т.е.

соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.

В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником. Процедура государственной регистрации начинается с подачи заявления в Росреестр.

Одновременно с заявлением предоставляется квитанция об уплате пошлины за оказание государственной услуги в размере 1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей, когда ограниченное пользование устанавливается в интересах организаций. Порядок регистрации земельного сервитута предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

. В соответствии с ним процедура происходит в 4 этапа: 1.

Прием документов и их регистрация. 2. Правовая экспертиза принятых документов, что предполагает не только непосредственную проверку документов на предмет их соответствия требованиям закона, но и проверку законности сделки, а также проверку возможности ее совершения.

На этом этапе также проверяется, не противоречит ли заявление уже существующим правам.

3. Внесение сведений об установленном обременении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. 4. Выдача соответствующего удостоверения, а также совершение соответствующих надписей на правоустанавливающих документах. Проведение данной процедуры по общему правилу занимает до 10 дней со дня принятия заявления и приложенных документов.

Указанный срок можно значительно сократить, подав документы, удостоверенные нотариусом. Поскольку удостоверительная надпись нотариуса будет означать, что документы достоверны соответствуют закону, это уменьшит срок этапа экспертизы сотрудниками. Таким образом, полный порядок действий для заявления с приложенными нотариально удостоверенными документами может занять до 3 дней.

На срок до 1 месяца процедура внесения записи в реестр может быть приостановлена в случае: — возникновения у регистратора сомнений относительно наличия оснований к внесению записи либо при не предоставлении документов или возникновении сомнений в их подлинности и достоверности; — отсутствия сведений о границах земельного участка или наличии сведений о том, что одна из границ пересекает границы иной земельной площади, которые подтверждаются данными из государственного кадастра; — подачи заявления о возврате документов с прерыванием процедуры признания права.

Процедура также приостанавливается до принятия решения, если уже подано аналогичное заявление, по которому еще не принято решение. Отказать по поданному заявлению регистратор обязан в ограниченном количестве случаев.

Для сервитута такими являются: — несоответствие объекта, означающее, что границы объекта не указаны в кадастре или указаны, но пересекают границы иного участка; — несоответствие субъекта, т.е. заявитель не имеет права на подачу заявления, недееспособен или является ненадлежащим субъектом по иным причинам; — несоответствие документов, что может проявляться в том, что заявитель не представил документы либо документы недостоверны, составлены в противоречии с нормами закона и т.д.; — несоответствие требований, например, когда требования противоречат уже существующим правам. Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут Срочный вопрос Спросить юриста „У меня гараж 20 кв.м (гараж и земельный участок под ним оформлены в собственность) находится на территории организации.

В прошлом году был оформлен сервитут с этой организацией и плата составляла 500 рублей в год. Сейчас мне прислали уведомление, в котором указана сумма в 150 раз увеличенная и составляюшая 74 тысячи в год.

Я пенсионер, сумма для меня неподъемная. Все расчеты приложили, расчет ведется от кадастровой суммы участка, по которому я проезжаю, от нее берется 1,5 процента (ранее было 0,01 процента), ссылаются на внесение изменений в постановление администрации Владимирской области.

Подскажите, что мне делать, посылать бумагу в организацию с невозможностью платить такую огромную сумму и следовательно выполнять свои обязательства по исполнению соглашения?“Ирина10.08.2019 00:24 Добрый день!

Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. По стоимости услуг, обратитесь по телефону +7 (499) 938-82-06 г.

Москва, Старопименовский переулок 18 Дубровина Светлана Борисовна11.08.2019 12:08Задать дополнительный вопрос „здравствуйте.

мною подано уведомление на разрешение о начале строительства садового дома на участке в собственности с регистрацией в ЕГРН.

получен отказ в связи с отсутствием регистрации сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером дорог с целью осуществления проезда/прохода к своему участку. кто должен зарегистрировать сервитут (земли зарегистрированы в ЕГРН по КП «5 Холмов» в ленинградской области всеволожского района)? что делать дальше?“Юрий31.05.2019 07:58 Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам.

Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду МИП 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: .

По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 938-82-06 г.

Москва, Старопименовский переулок 18 Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны Сайботалов Вадим Владимирович31.05.2019 19:40Задать дополнительный вопрос Согласна с коллегой.

01.06.2019 10:05Задать дополнительный вопрос „Кто имеет право подать ходатайство на публичный сервитут земельного участка?