Психологическое состояние раскольникова до преступления


Психологическое состояние раскольникова до преступления

Душа Раскольникова в романе «Преступление и наказание», темная и светлая стороны


Раскольников. Иллюстрация П. Боклевского Бедный студент Родион Раскольников является главным героем знаменитого романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Сам автор охарактеризовал свой роман как «психологический отчет одного преступления». Действительно, в романе во всех подробностях показано психологическое состояние человека после совершения им страшного преступления.

В этой статье представлена характеристика души Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: темная и светлая стороны души героя. Смотрите: — — Родион Раскольников — сложный и противоречивый человек, как и многие другие герои романа «Преступление и наказание».

У Раскольникова есть свои достоинства и недостатки, его душа имеет светлую и темную сторону. Противоречивость Раскольникова заключается в том, что он:

  1. эгоистичный, но в то же время добрый, великодушный
  2. безбожный преступник, но при этом любящий сын и брат
  3. угрюмый, но при этом небезразличный
  4. высокомерный, но при этом благородный

Поступки Раскольникова до совершения им преступления говорят о нем, как об отзывчивом, небезразличном, благородном, хотя и гордом человеке.

До преступления он совершал много добрых поступков и не раз проявлял лучшие качества своей души.

Ниже мы рассмотрим некоторые добрые поступки Раскольникова до его преступления. Женитьба на больной девушке За некоторое время до совершения преступления Раскольников собирался жениться на одной девушке, , дочери (госпожа Зарницына — хозяйка квартиры, которую снимает Раскольников).

По словам окружающих, Наталья была странной, больной и некрасивой девушкой.

Она нравилась Раскольникову именно тем, что была не очень привлекательной. Вероятно, молодой человек разглядел в этой непримечательной девушке то, что другие не замечали.

Помощь больному товарищу и его отцу Уже из эпилога мы узнаем о том, что когда-то, еще во время учебы в университете, Раскольников помогал своему больному чахоткой товарищу и почти полгода содержал его. Когда друг умер, Раскольников ухаживал за его больным отцом.

Он поместил старика в больницу, а когда тот умер, похоронил его. (см. ) Спасение детей во время пожара Также из эпилога мы узнаем, что еще до преступления Раскольников спас двоих детей во время пожара: он вынес детей из загоревшейся квартиры и при этом сам обжегся. Помощь Мармеладовым Еще до совершения преступления Раскольников знакомится с бедной и помогает им деньгами.

Вскоре, когда попадает под лошадей, Раскольников помогает донести умирающего мужчину домой и оставляет деньги на похороны бедной вдове . Помощь пьяной девушке на улице Однажды, еще до совершения преступления, Раскольников видит на улице пьяную девушку, над которой, судя по всему, кто-то надругался.

Вблизи от девушки он замечает неизвестного мужчину, который хочет воспользоваться ее невменяемым состоянием. Раскольников вступается за девушку и просит помощи у полицейского. Молодой человек дает денег городовому для того, чтобы тот проводил девушку до дома.

Каково псих. состояние Раскольникова до, во время и после убийства?

Какое может быть психическое состояние у человека, который собрался убить старуху-проценщицу, никому не нужную и только этим сделать доброе дело, избавив от злодейки свет?

Человек, который доведен до отчаяния сложившимися обстоятельствами, жалкими условиями существования, бедностью, невозможностью помочь своим близким? А вокруг него только жизнь с ее нищетой, жалкими трущобами Петербурга, грязь улочек и «вонь», «духота», господство денег и убогая жизнь людей? Как может он себя чувствовать, убедив себя, что делает хорошее дело и оправдывая таким образом свои поступки?

Как может он себя чувствовать, убедив себя, что делает хорошее дело и оправдывая таким образом свои поступки? Наверное, Родион Раскольников был в тот момент, до совершения преступления, наделен определенной решимостью, до деталей обдумал свои поступки.

На него влияют несколько обстоятельств. Это его жизнь в таких условиях, «тесной каморке», невозможность заплатить за обучение в университете; письмо от матери, где она сообщает ему, что Дуня собирается выйти замуж за Лужина; его встреча и разговор с Мармеладовым; сон Раскольникова. С одной стороны, Раскольников стремится помочь всем обреченным, сделав одно доброе дело, двизимый гуманной целью: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения.

Одна смерть и сто жизней взамен!».

С другой стороны — у него возникает теория, что люди делятся на две категории:

«низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже «

кровь по совести». И сам он не знает, к какой катеории принадлежит: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Какое у него состояние до его поступка? — он сам не верит, что может такое совершить: «Боже!

— воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп.

буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью. с топором. Господи, неужели?» Во время преступления Родион Раскольников выполнял задуманное, действовал по плану.

Его разум был во власти идеи и он все делал, как решил. Ему даже хотелось не раз уйти.

После совершения преступления им овладели страх, рассеянность. После преступления у главного героя романа что-то вроде «помутнения рассудка».

Ему кажется, что все знают о том, что он совершил. В конце концов, он готов признаться в содеянном. До совершения преступления Родион рассуждал:

Портрет Раскольникова: описание внешности и характер

» » » Автор Маргарита Малиновская На чтение 4 мин.

Опубликовано 13.05.2020 Родион Раскольников — центральная фигура в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Все события развиваются вокруг этого молодого человека, который решается на страшный шаг — убийство. Писатель уделил много внимания Родиону.

Прежде всего автор делает упор на психологическую составляющую, что дает четкий портрет Раскольникова. Описание внешности также является важной составляющей, так как на протяжении романа герой переносит большие изменения. Достоевский начинает знакомство с Раскольниковым в начале повествования, описывая его внешность.

Молодой человек замечательно хорош собой.

Он обладатель тёмно-русых волос и темных глаз. Мужчина подтянут и высок. На момент событий романа ему 23 года.

Черты лица его были тонкими и аккуратными. Цвет кожи — бледный, аристократичный. Взгляд его внимателен. Иногда в глазах появляется блеск, что добавляет привлекательности персонажу.

Таким образом, первое впечатление о нем самое приятное. Перед читателем восстает картина приятного, скромного парня. Одежда Родиона была более чем скромна.

Он носил костюм, который явно был не по размеру, мешковат и ободран. Многие оценивали его внешний вид, как будто это оборванец или простой кочегар. Обычный человек лишний раз бы постыдился выходи́ть в таком наряде на публику, но у Родиона не было иного выхода.

Раскольников носил и шляпу. Она тоже была поношена, в пятнах и дырах.

Она была рыжего цвета, выцвела на солнце, а полы ее практически отсутствовали.

Сапоги он носил дырявые, и не чистил их — они были все в грязи.

Текст романа содержит прямые цитаты о внешности и одежде юноши.

Иногда речевую характеристику ему дают другие герои, которые успели оценить юношу. Это позволяет создать точную картинку того, как он выглядел. Описание внешности персонажа тесно связано с его личностною характеристикой. Это важный момент для анализа героя. Несмотря на скромную, нищую одежду, он был красив и обладал прекрасными манерами.
Несмотря на скромную, нищую одежду, он был красив и обладал прекрасными манерами.

Более того, молодой человек был образован. Достоевский как будто намеренно садит красивого, умного юношу в узкую комнату и одевает в лохмотья, чтобы показать развитие личности в таких условиях.

Комнатка его была небольшой, и чем-то напоминала гроб. Там мрачно, грязно, стоит сломанная мебель. Атмосфера не дополняет его, а лишь угнетает.

Родион — отшельник. Чем дольше он рассуждает о своем положении, тем более отстраняется от людей.

Его раздумья отражаются на внешности, он начинает выглядеть болезненно. Раскольников много думает, гуляет по улицам, наблюдает за людьми и всему дает свою оценку. Юноша одержим смятениями и страхами.

Его наблюдения и опасения подталкивают на совершение преступления.

Родиона не беспокоит его бедный и обшарпанный наряд. Намного больше главного персонажа волнуют вопросы социального неравенства. Герой раздражен, что одним людям достается все, а другим ничего.

Так он постепенно приходит к идее людей обычных и людей великих.

К великим он относит Наполеона, а обычные люди лишь материал, благодаря которому великие добиваются успехов.

И он относит себя к таким. Образованность и начитанность юного студента лишь усиливают его амбиции. Он перестал давать частные уроки, потому что стремился к большим богатствам, а мелкий заработок его не интересовал. Тут проглядывается высокомерие главного персонажа.

Некоторые герои книги ощущали, что юноша смотрит на них свысока. Роман можно разделить на 2 части: до преступления и после. Таким образом, и главный персонаж претерпевает некоторые изменения. Особенно это касается его психологического состояния.
До преступления перед читателями предстает:

  • Рассуждает о великих и обычных людях.
  • Образованный, статный молодой человек.
  • Красив внешне.
  • Высокомерен по отношению к другим, жестко отстаивает свою позицию.

Убийство старухи-процентщицы кардинально меняет жизнь героя.

Его настигают муки совести. Он постепенно начинает осознавать, какое зло совершил.

После преступления Родион выглядит так:

  • Слаб как морально, так и физически, много спит.
  • Меняются идеи относительно величия особенных людей, он ощущает себя обычным человеком.
  • Испытывает чувство стыда перед близкими и обществом.
  • Теряется во времени, бредит.
  • Меняется цвет кожи — она желтеет и взгляд становится болезненным.

Состояние Родиона было настолько сложным, что временами ему казалось, будто на самом деле ничего не произошло, а преступление лишь сон. Образ парня обретает черты сломленной, погубленной личности.

Сам юноша считает, что там в той квартире он погубил не столько старуху, сколько себя. Он примерил маску убийцы и уже не сможет ее снять. С искуплением вины мужчина меняется, и даже становится слегка религиозен под руководством Сонечки — еще одной сломленной души.

Существуют авторские рисунки Родиона Раскольникова.

Позже они были добавлены в издания романа.

Облик его на изображениях достаточно мрачен. Портретная характеристика из текста полностью соответствует тем изображениям, что лишний раз подтверждает точность, которой Достоевский уделил внимание.

Литература. ЦИТАТЫ. Ф.М.

Достоевский. «Преступление и наказание».

Родион Раскольников.

Вы находитесь здесь: » Литература.

ЦИТАТЫ. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Родион Раскольников.

  1. «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.»
  2. «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.»
  3. «…Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону…»
  1. «…Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью.

    Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги…»

  2. «…Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»
  3. Ты ведь была в моей конуре, видела… А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! (Соне).
  1. «Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая.

    о царе Горохе.»

  2. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься».
  1. Все находится во власти человека, а он каждый раз мимо носа все проносит.
  2. «Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя.

    Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее».

  3. Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!
  4. Я ведь не старушонку убил, я себя убил!
  5. Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет.
  6. Очень хочется иногда уйти и остаться совсем одному на всю жизнь, чтобы стать счастливым.
  7. За час до смерти приходят в голову мысли, что человек настолько подлый, что готов жить на маленькой площадке у вершины скалы, где места хватает только, чтобы стоять или сидеть, над пропастью, над темными водами, в страхе, но лишь бы жить, жить, жить!
  8. Мелочи, мелочи главное!.

    Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё…

  9. Ко всему-то подлец-человек привыкает!
  10. Но зачем же они сами меня так любят, если я не стою того! О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!
  11. «Она знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие.» (Дуня о Раскольникове).
  12. Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости.

    это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…

  13. «Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный.

    Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете…» (Свидригайлов о Раскольникове).

  14. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее.

    Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…

  15. Каково твое мнение?

    Не загладится ли грех за одно маленькое преступление сотнями или даже тысячами хороших дел?

  16. Сила ,сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же, вот этого-то они и не знают.
  17. «Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются.

    Ужасно иногда неразговорчив!» (Разумихин о Раскольникове).

  18. «…Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело.

    Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия.

    Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил.»

  1. На каторге: «Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости.

    О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор.

    Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху , который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя….Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.

  2. «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени… В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»
  3. Видишь, я тогда всё себя спрашивал: зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее? Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… Потом я еще узнал, что никогда этого и не будет, что не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить!
  4. И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут!

    О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы — ведь это тоже жизнь.

    Но он не раскаивался в своем преступлении.

  1. «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?…»
  2. Кто много посмеет, тот у них и прав.

    Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее!

    Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!

  3. «…первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.»
  4. …когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.

    Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?

    Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит.

  5. Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?
  6. «Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям.

    Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего.

    Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.»

  7. Я только в главную мысль мою верю.

    Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»

  1. «…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…»
  2. …я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного!

    Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества.

    Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Спадило.ру

Родион Раскольников. Актер Г. Тараторкин. Х/ф «Преступление и наказание». 1969Родион Романович Раскольников – главный герой романа Ф.М.

Достоевского, бывший студент университета, вынужденный оставить обучение из-за отсутствия средств. Юноша живет в крайней нищете на деньги, присылаемые матерью. Является автором собственной концепции, следуя которой, решается на убийство человека.Подлинным прототипом Раскольникова является Герасим Чистов, приказчик, принадлежавший к общине раскольников.

Его жертвами стали две пожилые женщины, убитые им с целью грабежа.

Также существуют исторические и литературные прототипы героя, информацию о которых можно найти в соответствующем разделе статьи.Описание герояБиография, внешностьРаскольников – молодой человек в возрасте двадцати трех лет, до недавнего времени – студент юридического факультета университета. Из близких родственников у юноши есть мать, Пульхерия Александровна и сестра Дуня, которые живут в Рязанской губернии. Отец Раскольникова давно умер, умер и младший братик Родиона, не доживший до полугода.

Почти три года Раскольников не видел родных, поэтому в письмах, которые он получает от матери, сквозит тревога. Пульхерия Александровна переживает, не поддался ли ее Родя «новейшему модному безверию», не оставил ли он веру в «благодать Творца и Искупителя нашего?»Внешность у Родиона привлекательная и броская. Молодой человек

«замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен»

.

Разумихин, университетский товарищ Раскольникова за полтора года общения хорошо узнал Родиона и так рисует его психологический портрет: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо раньше) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда… холоден и бесчувственен до бесчеловечия… точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются». Уже несколько месяцев Раскольников не посещает университет «за неимением чем содержать себя», в данное время у него нет ни уроков, ни денег.Характеристика личностиУход из университета негативно отразился как на внутреннем состоянии, так и на внешнем виде героя.

На него навалилась тяжелейшая депрессия, он постоянно пребывал

«в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию»

.

Сутками он мог не покидать свою каморку, похожую на гроб, а если и появлялся на улице – сразу привлекал внимание прохожих своим опустившимся видом.

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»

. Из-за отсутствия денег Родион давно перестал платить за квартиру, поэтому старался как можно реже попадаться на глаза хозяйке.Эта ситуация была настолько унизительна для Раскольникова, что в нем постепенно нарастало злобное презрение ко всему окружающему, а в глазах все чаще появлялось выражение «глубочайшего омерзения». Все эти признаки указывали на то, что всей его сущностью начинала овладевать пока еще неясная, но навязчивая идея.Но были в характере Раскольникова и другие черты, которые выявляли в нем способность сопереживать и делать добро.

Так, из показаний Разумихина следствию, становится известно, что Родион Романович, еще будучи студентом, содержал на своем иждивении больного туберкулезом сокурсника, а после его смерти взял опеку над его старым и немощным отцом. Возил старика по больницам, а когда тот умер, похоронил его на свои средства.

Квартирная хозяйка Раскольникова рассказала о пожаре, в котором едва не погибли ее дети.

Родион успел вытащить их из квартиры и сам при этом получил ожоги. Недавно Раскольников совершил еще один благородный поступок, отдав последние деньги на похороны Семёна Захаровича Мармеладова.Зарождение теории РаскольниковаРаскольников не вписывается в рамки обычных героев. Это особый тип героя-мыслителя, главным для которого является поиск истины, правды и справедливости.

Но благородство этой цели меркнет перед методами, которые он собирается применить для ее достижения.

Несмотря на то, что общество, к которому принадлежит герой, уже пропитано идеями нигилизма и социализма, он выбирает особый путь, который приводит его к созданию собственной теории.Примерно шесть месяцев назад, в то самое время, когда Раскольников решил оставить университет, его посетила мысль написать статью. Темой для нее он выбрал психологическое состояние преступника и назвал ее «О преступлении». Спустя несколько месяцев она была опубликована в газете «Периодическая речь».

Весь смысл статьи сводился к тому, что все люди делятся на две категории: низшую и высшую. К низшей принадлежит большинство, которое Раскольников называет материалом для воспроизведения себе подобных.

В высшую входят собственно люди, способные привнести в общество что-то новое, благодаря своим талантам. Подвластные люди из низшей категории призваны приумножать численность людских особей, быть послушными и не нарушать законы.

Представителей высшей категории Раскольников называет «законодателями и установителями человечества». Ради идеи этим избранным властителям дается право перешагнуть «через кровь», преступить закон, ликвидировать любое количество людей, чтобы «сделать известными свои открытия всему человечеству».Вопрос, который не дает покоя Раскольникову, заключается в следующем: к какому разряду людей принадлежит он сам?

Его восхищают Наполеон и Магомет. Они грешили, уничтожали огромное количество людей, но не только остались безнаказанными, но и вошли в историю, как великие личности. Обычные люди не способны на такие поступки.

Само устройство мира предполагает попрание подвластных людей «Наполеонами». Фигура «сверхчеловека» Бонопарта становится для Родиона символом его теории. Обсуждая статью Раскольникова, Разумихин и Порфирий Петрович ужасаются ее античеловеческой идеологией и приходят к выводу, что его теория страшнее военной доктрины, где официально разрешено «кровь проливать».Тем временем, теория полностью овладевает мыслями и волей Раскольникова.

Она разрастается до такой степени, что Родион уже не сомневается в том, что сможет убить. Но убить не только ради обогащения и продолжения учебы, и даже не только ради помощи матери и Дуне, а для того, чтобы испытать ее на себе, доказать себе тварь ли он дрожащая или право имеет.

Следовательно, не теория в данном случае подвергается проверке (для Родиона она остается незыблемой), а сам герой.

Его цель – определить, к какому разряду людей принадлежит он: «… Мне надо было узнать тогда, … вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!»Принятие решенияАдрес процентщицы Алёны Ивановны Раскольников узнал у своего сокурсника в тот период, когда буквально умирал от голода.

Он заложил у нее золотое кольцо, подарок Дуни, и выручил за него совсем маленькие деньги. С первого визита в нем зародилось чувство брезгливого отвращения к этой жадной и гнусной старушонке. В этот же вечер он стал невольным свидетелем разговора между студентом и военным, предметом которого была все та же Алёна Ивановна.

Студент горячо доказывал, что жизнь этой старухи, которая богата, как жид, но берет с клиентов огромные проценты, не приносит никакой пользы обществу.

Далее следовало предложение убить процентщицу, а ее деньги пустить на благие цели.Услышанный разговор и теория «крови по совести» – все это постепенно начинает приобретать черты пока еще туманного плана. Одолеваемый мыслями, Родион идет в трактир, где знакомится с Семеном Мармеладовым. Его пьяная исповедь и поразившая Родиона история Сони, письмо матери, в котором сообщается о вынужденном замужестве Дуни, доводит молодого человека до крайности и обнажает «старые, наболевшие, неразрешимые» проблемы.Ночью Раскольникову снится сон, в котором он возвращается в детство, и во время прогулки с отцом становится свидетелем жестокого убийства тщедушной лошадки.

Эта сцена настолько шокирует Родиона, что он просыпается, полный решимости отказаться от своего плана.

Но в этот же день узнает, что вечером Алена Ивановна будет дома одна. Это известие ставит последнюю точку в его сомнениях. Он бредет в свою убогую клетушку, «как приговоренный к смерти».

Его воля, рассудок, свобода остаются где-то за пределами сознания.

В день убийства он, словно ведомый чьей-то рукой, не в силах сопротивляться, переступает порог дома своей жертвы.Терзания РаскольниковаУбийство процентщицы и ее ни в чем не повинной, к тому же, беременной сестры Лизаветы заставляет Раскольникова вновь и вновь пережить огромное потрясение. Теперь он оказывается «по ту сторону добра и зла», словно разделенный с остальным человечеством огромной пустыней. Внезапно он осознает весь трагизм своего предстоящего одиночества, у него развивается четырехдневная нервная горячка.

Собрав последние силы и одолев лихорадку, он в полубреду выходит на улицу с одной только целью: решить все одним разом. Но при виде оживленной уличной толпы, к нему вдруг возвращается острое желание жить. «Только бы жить, жить и жить!

Как бы ни жить – только жить!» Вернувшись домой, он начинает молиться, но становится смешон самому себе. Его вновь захлестывает волна безысходности, сейчас он желает только одного – уединения.Раскольников и Соня МармеладоваРаскольников терзается не столько от того, что лишил жизни процентщицу и ее сестру, сколько от осознания, что оказался слабым и неспособным перенести последствия этого преступления.

Его преследуют не угрызения совести, а мысль, что он не имел никакого права «переступать», оказавшись таким слабым по своей природе. Самобичевание и страдания доводят Раскольникова до полного изнеможения. Он начинает понимать, что не сможет самостоятельно выбраться из этого кошмара и в отчаянии идет к Соне Мармеладовой.

Девушка не отвергает его после признания, а, наоборот, с участием выслушивает и дает совет пойти на площадь и покаяться перед людьми.

«Убивать? Убивать-то право имеете?» – спрашивает она его. Непреложная истина Сони заключается в том, что каждый человек – божье создание и его жизнь неприкосновенна.

Соня сама находится в нелегком положении, но она черпает силы из Библии и делится ими с Раскольниковым, у которого эти силы отсутствуют.Соня терпеливо разъясняет Родиону, насколько важны любовь и жертвенность по отношению к людям, что лишь любовь может отогреть человеческую душу и вернуть смысл жизни. Раскольникову чужда теория Сони, и он долгое время сопротивляется ее доводам.

Но ей удается на примере своей собственной жизни доказать свою правоту. Родион начинает верить девушке и вскоре осознает полную несостоятельность своей теории, что подтверждается его словами:

«И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?»

Именно Соня, юная девушка, почти ребенок, оказывается спасительницей измученной души Раскольникова и выводит его на путь раскаяния. После приговора она не оставляет его и следует за ним на каторгу, чем еще больше укрепляет в Раскольникове веру в любовь.

Герой окончательно осознает, что выбранный им путь был ошибкой, теперь же перед ним открывается другой путь – возрождение через страдания, путь, который приведет его к духовному очищению.Роль героя в произведенииСоздавая сложный психологический образ Раскольникова, Достоевский ставит своей целью обнажить нравственные проблемы современного общества и дать анализ набиравшей популярность идеи «наполеонизма» с точки зрения христианской морали. Он изображает героя, который в своем стремлении изменить мир, выбирает бесчеловечные и антигуманные способы.

Автор пытается доказать эгоизм и полную несостоятельность идеи «сверхчеловека». Для этого он в мельчайших подробностях описывает крах теории Раскольникова, который так и не смог стать «Наполеоном». Наказание за преступление оказывается таким же страшным, как и само преступление.

Ведь нет ничего ужаснее мук совести и страданий раскаявшегося человека. Писатель подводит своего героя к очищению через веру и любовь, которые доказывают ему всю безнравственность теории «сверхчеловека».Развитие героя по мере сюжетаВ начале повествования Раскольников описывается автором, как добрый и умный, гордый человек.

Он готов прийти на помощь другим и не лишен сострадания. Но нищета, в которой он вынужден прозябать, делает его угрюмым и замкнутым.

Он с трудом переносит свое унизительное положение.

Отсутствие возможности что-либо изменить постепенно приводит героя к потере нравственных ориентиров. У него зарождается теория, согласно которой одним людям можно все, включая убийство, а другим – ничего. Раскольников хочет доказать, что относится к первой категории людей.Для осуществления этой идеи он разрабатывает план убийства, как ему кажется, лишнего человека – старухи процентщицы.

Он осуществляет задуманное, непреднамеренно убивая еще и сестру Алёны Ивановны, Лизавету. После преступления героя мучают кошмары, одиночество сводит его с ума, он начинает ненавидеть самого себя. Соня Мармеладова, которой он рассказывает свою тайну, убеждает героя совершить признание.

Под ее влиянием меняются взгляды Раскольникова, он начинает проникаться верой, его сердце оттаивает для любви. Он отрекается от своей бессмысленной теории. Ему предстоит провести долгие годы на каторге, где его ждет полное искупление вины и духовное возрождение.Отношение автора к героюДостоевский не обозначает четкую позицию по отношению к своему герою, предоставляя читателям самим оценить образ этого персонажа.

Вместе с тем, автор, будучи гуманистом, не оправдывает поступок Раскольникова.

Он считает, что каждый человек, включая отвратительную процентщицу, имеет право на жизнь, и Раскольников не бог, чтобы решать, оставлять ее в живых или убить.Таким образом, Достоевский является противником даже тех преступлений, которые совершаются ради благих дел, включая глобальные цели изменения общества в лучшую сторону для облегчения участи «униженных и оскорбленных». На примере Раскольникова автор показал всю безнравственность насилия, как способа изменения мира к лучшему, потому что насилие, в первую очередь, является огромной разрушающей силой для самого преступника.ПрототипыКроме реального прототипа Чистова, у Раскольникова есть и другие прототипы. Так, например, московский профессор А.Т.

Неофитов проходил по делу о подделке билетов пятипроцентного займа.

Еще одним прототипом является французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, который был законченным убийцей, но считал себя жертвой общества.Историческими прототипами Раскольникова являются французский император Наполеон и Магомет.

Но автор при создании образа своего героя взял не характеры этих исторических личностей, а их идеи, которые пропагандируют «право сильной личности».Литературными прототипами героя являются: персонаж из Библии Иов, который так же, как и Раскольников олицетворяет собой бунт против несправедливости; персонажи произведений Байрона (Корсар, Манфред); пират романа Ж. Санд Ускок, который разбогател путем преступления; Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное»; пушкинский Германн из «Пиковой дамы», стремящийся разбогатеть, убив старую графиню и некоторые другие персонажи произведений разных авторов.Экранизации герояСамая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в в Российской Империи, в 1909 году. Роль Родиона Раскольникова в ней исполнил Павел Орленев.

К сожалению, фильм был утерян, поэтому оценить игру этого актера не представляется возможным. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль «идейного убийцы» исполнил Петер Лорре.

В 1963 году итальянские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Раскольникова досталась актеру Луиджи Ванукки. В 2007 году был снят серил «Преступление и наказание», роль Раскольникова в котором исполнил Владимир Кошевой.Самой известной экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова, которому удалось максимально передать все великолепие романа.

Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского.

Роль Родиона Раскольникова исполнил молодой двадцатичетырехлетний актер Георгий Тараторкин.Актеру настолько убедительно удалось войти в образ Раскольникова, что создается впечатление, как будто он сам прожил жизнь этого героя. Ему замечательно удалось передать характер и эмоции Родиона, особенно восхищает талант актера в эпизоде с лихорадкой. Раскольников Тараторкина – это идеальное попадание в цель.

Это тот самый Родя, которого одолевают сомнения «тварь он дрожащая или право имеет», а передача состояния героя после убийства – пик мастерства Георгия Георгиевича. Глядя на игру Тараторкина, видишь того самого Раскольникова, которого так стремился представить читателю Ф.М.