Субъекты недобросовестной конкуренции


Понятие и формы недобросовестной конкуренции.


Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»). Признаки недобросовестной конкуренции: — недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена; — данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости; — субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели; — целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности; — в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации.

Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции. Запрет на недобросовестную конкуренцию и ее формы закреплены в ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

К числу таких форм, в частности, относятся: — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; — введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; — продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; — незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

К числу таких форм, в частности, относятся: — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; — введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; — продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; — незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается также недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

51. Правовые средства антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов.

Действующее конкурентное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования, применяемых компетентным государственным органом в строго определённых случаях и в определённом порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание. К основным правовым средствам антимонопольного регулирования относятся: 1)возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства; 2)выдача в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе: а)о прекращении нарушений антимонопольного законодательства; б) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; в) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства; г) о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства; д) о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров, об изменении или ограничении использования фирм.

наименования; е) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминац.

условий и о предупреждении их создания; 3) выдача федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, ОМСУ, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; 4) обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства; 5) участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства; 6)введение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%; 7)установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией; 8) проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, ОИВ, ОМСУ, а также гос.
условий и о предупреждении их создания; 3) выдача федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, ОМСУ, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; 4) обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства; 5) участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства; 6)введение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%; 7)установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией; 8) проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, ОИВ, ОМСУ, а также гос. внебюджетными фондами, физ. лицами; 9) осуществление государственного контроля за экономической концентрацией; 10) принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход.

52. Правовое регулирование инновационной деятельности. Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает: 1.Конституция Российской Федерации.

2. ФЗ «О Правительстве РФ». 3.

ГК РФ. 4.УК РФ. 5.НК РФ (часть вторая). 6.КоАП 7. ФЗ «Об образовании в РФ».

8.ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». 9. «О статусе наукограда РФ». 12. ФЗ «О коммерческой тайне». 17. ФЗ «О патентных поверенных». 15. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 16. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

. 19. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Разрозненность общих законодательных актов и их неполнота обусловливают недостаточную комплексность специальных актов.

Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов: а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.); б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности; в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера В ФЗ

«О науке и государственной научно-технической политике»

определения инновационной деятельности не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция – научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации».

Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций. Важнейшая цель государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности состоит в контроле за сферой их использования. Это может быть достигнуто путем проведения конкурсов на передачу предприятиям прав на полученные за счет средств федерального бюджета инновационные результаты, что должно способствовать развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара.

Современная административная реформа имеет ряд решающих для развития институционально-правовой среды инновационной деятельности черт: ‑ внедрение принципов, моделей и методов «нового государственного менеджмента»; ‑ восприятие методик бизнес-управления; ‑ большая ориентация на клиентов и сервис; ‑ перенос рыночных механизмов и конкуренции в государственное управление. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на РФ в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), заключенное в 1994 г.

ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли. Само понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст.1 ТРИПС, а ранее, в связи с созданием Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в Конвенции 1967 г.

Само понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст.1 ТРИПС, а ранее, в связи с созданием Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в Конвенции 1967 г. (учредившей эту Организацию). В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как: ‑ Парижские соглашения об охране промышленной собственности в редакции от 14 июля 1967 г.; ‑ Бернская конвенция 1886 г.

об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.; ‑ Римская конвенция 1971 г. об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания; ‑ Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. 53. Понятие страховой деятельности, ее гос.

регулирование и нормативная база. Основным источником в области правового регулирования страхового надзора в РФ является Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ.

+ ФЗ «О взаимном страховании», ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в РФ», под страховой деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую в области страхования.

Под страховой деятельностью также можно понимать деятельность страховщиков как по созданию и использо­ванию страховых фондов, так и по управлению временно свободными от страховых выплат финансовыми средствами (страховыми резервами). Воздействие государства на участников страховых обязательств происходит обычно двумя путями: введением государственного страхования и государст­венным надзором в области страхования. Целями государственного регулирования являются: • обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны; • обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства; • повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе; • обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования; • защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний; • получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.

Методы государственного регулирования состоят в: • принятии законов и других нормативных актов в области страхования; • контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов; • регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг; • контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов; • наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.

Государственному регулированию подлежат: • деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг); • деятельность страховых посредников; • деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг). Необходимость установления государственного регулирования связана с тем, что страхование выполняет социально значимую функцию.

Наиболее важными причинами, требующими установления публичного контроля за страхованием, являются следующие: 1) влияние страхования на процесс воспроизводства в рамках экономики всей страны; 2) возможность и необходимость использования временно свобод­ных финансовых средств, аккумулированных в страховых компаниях (страховых резервов), для инвестиций в экономику; 3) осуществление протекционистской политики по отношению к отечественным страховым компаниям (запрет осуществлять страховую деятельность иностранным страховым компаниям на своей территории либо установление специального правового режима); 4) защита имущественных прав страхователей путем установления специальных правил, призванных обеспечить финансовую устойчи­вость страховщиков, что необходимо для исполнения ими принятых на себя обязательств.

Наиболее важными причинами, требующими установления публичного контроля за страхованием, являются следующие: 1) влияние страхования на процесс воспроизводства в рамках экономики всей страны; 2) возможность и необходимость использования временно свобод­ных финансовых средств, аккумулированных в страховых компаниях (страховых резервов), для инвестиций в экономику; 3) осуществление протекционистской политики по отношению к отечественным страховым компаниям (запрет осуществлять страховую деятельность иностранным страховым компаниям на своей территории либо установление специального правового режима); 4) защита имущественных прав страхователей путем установления специальных правил, призванных обеспечить финансовую устойчи­вость страховщиков, что необходимо для исполнения ими принятых на себя обязательств. Обычно при рассмотрении правовой организации страхового над­зора выделяют три системы: 1) систему публичности, при которой надзор ограничивается пуб­ликацией и представлением в соответствующие государственные органы отчетов и балансов страховых организаций; 2) нормативную систему, которая устанавливает определенные условия возникновения и деятельности страховых организаций; 3) систему материального надзора, при которой органы государст­венного надзора имеют право проверять не только формальное испол­нение условий возникновения и деятельности страховых организаций, как это предусмотрено нормативной системой, но и самую деятель­ность страховщиков как с финансовой, так и с оперативно-технической стороны.

При этом каждая предыдущая система полностью включается в пос­ледующую.

Таким образом, нормативная система содержит все элементы системы публичности, а система материального надзора в свой состав включает нормативную систему, следовательно, и систему публичности. Государственный надзор за страховой деятельностью по содер­жанию следует разграничить на предварительный и текущий. К предварительному надзору относится проверка надзорным орга­ном соответствия страховых организаций требованиям, установленным законодательством, и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров.

К текущему надзору следует отнести проверку соблюдения требо­ваний законодательства профессиональными участниками страхового рынка при осуществлении ими деятельности: сбор и анализ отчет­ности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.д.

54. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности.

Инвестиции — это вложения каких — либо средств, имущества, вообще капитала, то есть все виды материально — имущественных и иных ценностей, вкладываемые в предпринимательскую и другие виды деятельности с целью получения дохода (прибыли) или иного положительного эффекта. В зависимости от характера инвестиции можно разделить на: ·Реальные активы: здания, машины и т.п. (основные фонды и оборотные средства) ·Финансовые активы: денежные средства, ценные бумаги ·Нематериальные активы: права на результаты интеллектуальной деятельности ·Иные объекты гражданских прав (услуги, информация) В зависимости от объектов вложений: ·Прямые (капитальные вложения) – вложения в основные средства или в уставный капитал организации (не менее 10 %), дающие инвестору право участия в управлении ·Портфельные — вложения в ценные бумаги, долевые активы, не дающие инвестору права участия в управлении (приобретение не более 10% одного типа ценных бумаг) ·Инвестиции в средства производства на основе финансовой аренды Правовое регулирование: ·ФЗ «Об инвест.

деят-ти в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». ·Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

·Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» ·Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» т.д. Объекты инвестиционной деятельности: Материальные и нематериальные ценности, создание и использование которых отвечает требованиям законодательства, не наносит ущерба охраняемым законом правам и интересам, приносит прибыль и (или) дает иной полезный эффект: Участники (субъекты) инвестиционного процесса: ИнвесторыЗаказчикиИсполнители Пользователи объектов инвестиционной деятельности Государство Права инвесторов: ·Право на осуществление инвестиционной деятельности ·Самостоятельность инвестиционного выбора ·Право инвестора на владение, пользование и распоряжение объектами инвестиций Заказчики- субъекты инвестиционной деятельности, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.

Исполнители (или подрядчики, если инвестиции осуществляются в ходе капитальных вложений) — это непосредственные исполнители инвестиционных проектов. Гос. органы могут прекратить или приостановить инвестиц. деят-ть в случаях: ·признания инвестора банкротом; ·стихийных и иных бедствий, катастроф; ·введения ЧП; ·если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других Защита прав инвесторов: Право обжаловать в суд решения и действия государственных органов и их должностных лиц (связанных с инвестиционной деятельностью) Капитальные вложения могут быть: ·национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии ·реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В зависимости от содержания выделяют следующие виды инвестиционной дея-ти: ·прямая, когда происходит непосредственное вложение ценностей в производство товаров (работ, услуг). Цель данного вида инвестиционной деятельности непосредственно развитие организации. Вложения осуществляются в разработку новых товаров и услуг и в собственное производство.

·ссудная, осуществляемая в форме предоставления займа, кредита. Цель или сущность этого вида инвестиционной деятельности для инвестора заключается в предоставлении займа, кредита или ссуды и своевременного получения прибыли в виде процентов за пользование представленными средствами.

·»портфельная» — вложение инвестором средств в ценные бумаги. Цель, которую инвесторы преследуют при данном виде инвестиционной деятельности исключительно получение дохода в виде дивидендов от вложенного ими капитала. Согласно другой классификации, выделяют следующие виды инвестиционной деятельности: ·Финансовое инвестирование — это осуществление денежных вложений, вложения ценных бумаг или иных средств, а также предоставление кредитов для получения прибыли в виде процентных отчислений или дивидендов.

·Реально инвестирование– это вложения в производство товаров и услуг и в другие виды имущества организации, как движимого, так и недвижимого. Главное отличие данного вида инвестиционной деятельности в том, что инвестор участвует в деятельности организации и влияет на управленческие решения.

·Инновационное инвестирование это вложения в разработку и производство новейших товаров и услуг, вложения в получение эксклюзивного опыта, вложения в научно технические разработки, исследования и т.п.

Классификация видов инвестиционной деятельности на основе лица осуществляющего инвестиции: ·государственная ·муниципальная и региональная ·инвестиционная деятельность юридического лица ·инвестиционная деятельность физического лица. Виды инвестиционной деятельности согласно характеру её осуществления: ·профессиональная (крупные инвестиции профессиональными участниками рынка) ·разовая или частная (частная покупка акций физическим лицом).

55. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. 56. Правовое положение субъектов инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Объекты инвестиционной деятельности: Материальные и нематериальные ценности, создание и использование которых отвечает требованиям законодательства, не наносит ущерба охраняемым законом правам и интересам, приносит прибыль и (или) дает иной полезный эффект: 1. ден. средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; 2. движимое и недвижимое имущество 3.

лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, авторские права, патенты, ноу-хау, программные продукты, опыт и другие интеллектуальные ценности.

4. права пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, а также иные имущественные права. Участники (субъекты) инвестиционного процесса: · Инвесторы · Заказчики · Исполнители (подрядчики) · Пользователи объектов инвест. деят-ти · Государство Права инвесторов: · Право на осуществление инвестиционной деятельности · Самостоятельность инвестиционного выбора · Право инвестора на владение, пользование и распоряжение объектами инвестиций (в некоторых случаях, установленных законом, у инвестора возникает право собственности на объекты инвестиций) Заказчики — Субъекты инвестиционной деятельности, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов Заказчиками могут быть сами инвесторы или любые физические и юр.

лица. Исполнители (или подрядчики, если инвестиции осуществляются в ходе капитальных вложений) — это непосредственные исполнители инвестиционных проектов.

Например, для осуществления инвестиционных проектов подрядчики выполняют работы по договору подряда, заключаемым с заказчиком.

Пользователи объекта капитальных вложений — это все, для кого создаются указанные объекты: · физ. и юр. лица, · гос. органы и ОМСУ, · иностранные государства, · международные объединения · в том числе сами инвесторы Гос.

органы могут прекратить или приостановить инвест.