Вместо приказов при петре 1 были введены


1718-1721. Ликвидация Приказов, учреждение Коллегий


В 1717-1721 гг. в России шли административные реформы, связанные с ликвидацией приказов и созданием коллегий.

Создаваемые коллегии стали центральными органами в отраслевом управлении. Они были размещены в здании Двенадцати коллегий.

Данное здание расположилось в пределах Васильевского острова. В 1802 г. эти органы прошли модификацию в рамках системы министерств. В 1718-1719 гг. начался активный процесс ликвидации приказов, как органов госуправления с заменой на новые, которые бы способствовали реформаторским изменениям Петра.

В 1711 г. был сформирован Сенат, что стало отправной точкой для начала работы по реформированию и остальной системы управления.

Коллегии, по замыслу царя, имели перед собой несколько целей – замену жесткой приказной системы и гарантию таких условий:

  1. совещаний в принятии решений по государственным делам.
  2. систематического разделения ведомств с устранением дублирования функций, что позволило бы избавиться от хаоса в управлении;

Образец структуры внедряемых органов реформаторы взяли в Швеции и Германии, а регламент коллегий при этом базировался на нормах шведского законодательства. Первая попытка создать Торговую коллегию была предпринята в 1712 г. Участие в этом процессе принимали иностранцы, а примером стали шведские коллегии.

Однако коллегиальная система стала формироваться лишь в 1717 г., хотя быстро ликвидировать приказную систему не получилось.

В результате новые коллегии стали поглощать старые приказы или начали контролировать их деятельность. В 1717 г. создается реестр коллегий. В него включили коллегии Военная и Иностранных дел, Адмиралтейств-коллегию, Камер-коллегию, Юстиц-коллегию, Коммерц-коллегию, Штатс-контору, Берг-Мануфактур-коллегию, Ревизион-коллегию.

С 1720 г. начал работу Главный магистрат, координирующий деятельность всех магистратов, играя еще и роль апелляционного судебного органа.

Примерно в этом же году создают Юстиц-коллегию Лифляндских и Эстляндских дел. Полномочия этого органа сводилась к контролю над присоединенными шведскими провинциями. В следующем году, вместо Приказного приказа, создали Вотчинную коллегию, а еще через год Берг-Мануфактур-коллегию разделили.

Вместо нее, стали работать Берг-коллегия с Мануфактур-коллегией.

Принимается решение и о создании Малороссийской коллегии вместо Малороссийского приказа.

В 1726 г. учредили Коллегию экономии, а в 1763 г.

– Медицинскую коллегию. 20.02.1720 г. Петр I утвердил Генеральный регламент, которым руководствовались коллегии в своей деятельности.

С ним в практику государственного управления вошел особый механизм ведения делопроизводства. Все решения принимались коллегиально. Президенты и вице-президенты коллегий назначались с участием Сената.

Коллегии включали 4-х советников, 4-х асессоров, секретаря, актуариуса, регистратора, переводчика, подьячих.

Президент возглавлял коллегию, но постановления принимались исключительно с согласия членов. Его функции временно выполнялись вице-президентом.

В 1718-1722 гг. Президентов включали в состав Сената.

Коллегии заседали каждый день, кроме воскресенья и праздников. Рабочий день длился с 6 ч. или с 8 ч. утра до 5 ч. вечера. Все документы готовила Канцелярия коллегий, передавая их Общему присутствию коллегии.

Здесь проходило обсуждение и утверждение на основе большинства голосов. Если решение не принималось, то дело передавали в Сенат.

Надзор за правильностью принятия решений и исполнение указов осуществлял прокурор при коллегии. Секретарь организовывал делопроизводство в коллегии, готовил дела к обсуждению, докладывал по сути дел и вел справочную работу, оформляя в последующем принятые решения и контролируя исполнение. С введением коллегий завершилась централизация и бюрократизация госаппарата.

Ведомственные функции были четко распределены, появились единые нормы функционирования.

Военные преобразования императора Петра I

В ходе реформ была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки «нового строя» (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий).

Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро. Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии.

В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом императора в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов.

С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек. Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота.

К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.

Армия и флот получили однотипную и стройную организацию, появились полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа. Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте – генерал-адмирала.

Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, «гарнизонные войска» и все «воинские дела». Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года. Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков.

Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков.

Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера.

В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помощника главнокомандующего). В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года.

Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.

Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов.

При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца.

Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно.
С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно.

Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы).

Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге – Морскую академию. Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе.

Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал «недорослей» (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.

Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: «Статьи воинские», «Учреждение к бою», «Для полевой битвы правила», «Морской устав», «Устав воинский 1716 года».

Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.

Военная система, созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца ХVIII века. В последующие после Петра I десятилетия ХVIII века русские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии.

Свое продолжение они нашли в боевой деятельности Петра Румянцева и Александра Суворова. Труды Румянцева «Обряд службы» и Суворова «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» явились событием в жизни армии и большим вкладом в отечественную военную науку.

Материал подготовлен редакцией РИА Новости на основе открытых источников

Реформы Петра I в политико-правовой сфере

23 мая 2020554 прочитали1,5 мин.1,8 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы554 прочитали до концаЭто 30% от открывших публикацию1,5 минута — среднее время чтенияДанная статья является продолжением цикла статей о внутренней политике Петра I. Предыдущую статью о реформах Петра Великого в социальной сфере можно найти и прочитать.Реформы в политико-правовой сфере также носили весьма двоякий характер: с одной стороны Петр I копировал западные политические институты, с другой – делал так, что самодержавие в стране только усиливалось.В 1704 году была упразднена Боярская Дума, которая стала окончательно неэффективна уже в конце XVII века.В 1711 году был учрежден Сенат, заменявший Боярскую Думу.

В руках Сената была сосредоточена законосовещательная и судебная власть, орган возглавлял генерал-губернатор. Первым эту почетную должность занял Павел Иванович Ягужинский.Одновременно с Сенатом была создана должность фискалов, а в 1722 году появилась прокуратура. В задачу фискалов входил негласный надзор за деятельностью правительственных учреждений в столице и других городах, они обязаны были сообщать о любых нарушениях и злоупотреблениях, при этом получали половину штрафа, который взимался с провинившегося чиновника, или половину конфискованного имущества.
В задачу фискалов входил негласный надзор за деятельностью правительственных учреждений в столице и других городах, они обязаны были сообщать о любых нарушениях и злоупотреблениях, при этом получали половину штрафа, который взимался с провинившегося чиновника, или половину конфискованного имущества. При этом фискалы не несли ответственности за ложные доносы.Сенат находился под контролем Императора.

Связь правителя с частями системы управления осуществлялась с помощью Кабинета, который с 1704 года стал личной канцелярией царя.Исполнительная власть к концу XVII века была представлена 44 приказами, многие из которых дублировали функции друг друга. Замена приказов коллегиями происходила в 1717 – 1721 гг.

Всего было учреждено 11 коллегий.Внешней политикой и вооруженными силами заведовали Военная коллегия, Коллегия Адмиралтейств и коллегия Иностранных дел – эти три коллегии назывались «первейшими», таким образом подчеркивалось их значение в системе управления.Финансами заведовали три коллегии, у каждой из которых был строго ограниченный круг обязанностей: сбором налогов руководила Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия распоряжалась расходами, Ревизионная коллегия контролировала доходы и расходы.Экономикой России также управляли три коллегии. Легкой промышленностью заведовала Мануфактур-коллегия, горным делом Берг-коллегия, внешней торговлей – Коммерц-коллегия.Была учреждена Вотчинная коллегия, которая занималась земельными тяжбами и вопросами о наследстве. Всеми судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.Главный Магистрат и Синод обладали тем же статусом, что и коллегии.

Задачей Главного Магистрата, организованного в 1720 году, являлся контроль за городскими магистратами – местными выборными органами управления.

Местами в городских магистратах быстро завладело богатое купечество, которое притесняло мелких ремесленников, однако городская реформа дала купцам большую свободу, что положительно сказалось на развитии торговли.Синод был учрежден в 1721 году, во главе его стоял обер-прокурор. Еще в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана, новый патриарх не был назначен.
Еще в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана, новый патриарх не был назначен.

Рекомендуем прочесть:  Согласие или альфастрахование

Вместо него был создан специальный орган, в обязанности которого входил надзор за церковной организацией, а вместо патриарха был назначен лишь местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. После долгой подготовки, 25 января 1721 года был окончательно сформирован Синод, который стал высшим органом церковно-государственного управления РПЦ. Таким образом, церковная власть была подчинена светской.Среди центральных учреждений особняком стоял Преображенский приказ, возникший в XVII веке.

Он, по сути, был карательным учреждением и заведовал политическим сыском, судил участников восстаний и заговоров, слишком рьяных противников реформ и т.д.В целом коллежская система отличалась от приказной более четким распределением обязанностей между центральными ведомствами. Коллегии функционировали эффективнее и за счет малого состава: президент, вице-президент, четыре советника и четыре ассистента составляли каждую коллегию.

Все решения внутри коллегии принимались большинством голосов ее членов.Параллельно с учреждением коллегий в 1720 году был принят «Генеральный регламент», который устанавливал структуру, функции и порядок деятельности государственных служащих.В 1722 году была принята «Табель о рангах», вводившая новый порядок службы.

До принятия этого документа основным критерием для продвижения при дворе была знатность рода, и даже после закона об отмене местничества (1682 г.) происхождение человека играло огромное значение при построении его карьеры. Только с появлением «Табели о рангах» пережитки местничества окончательно остались в прошлом: теперь мелкому и среднему дворянству был открыт доступ на высшие государственные должности.Прежнее деление дворянства на чины было ликвидировано. Теперь служебная лестница состояла из 14 рангов: первый был самым высоким (фельдмаршал в армии, генерал-адмирал на флоте, канцлер – на гражданской службе), последний, четырнадцатый – самым низким (прапорщик и коллежский регистратор).Теперь неродовитые дворяне получили возможность выдвинуться благодаря своим способностям.

Среди тех, кому удалось сделать карьеру, такие деятели, как генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, дипломаты П. А. Толстой, И. И. Неплюев и другие.Выходцы из других сословий теперь получили возможность заслужить дворянский чин: с получением 8-го ранга на гражданской службе или чина обер-офицера (12-й ранг) на военной, человек получал потомственное дворянство, он и его потомки приобретали все привилегии этого сословия.В октябре 1721 года по прошению Сената Петр I принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого.

Соответственно, Россия стала Империей.

Это случилось после завершения Северной войны со Швецией, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю.

Международный авторитет России после этой победы и с принятием Петром I нового титула значительно вырос.В 1718 году царевич Алексей, который являлся единственным наследником трона, был обвинен в измене и казнен. После этого, в 1722 году был принят указ о престолонаследии, который предусматривал назначение наследника престола по воле монарха. Принятие данного указа впоследствии станет одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.С 1708 по 1710 гг.

была проведена губернская реформа.

Ранее административная система России была представлена уездами, которые непосредственно подчинялись приказам.

Теперь между приказами и уездами были введены две новые территориальные единицы – губернии и провинции.Территория страны была поделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская), которые возглавлялись губернаторами.

Губернии делились на провинции (во главе с комиссарами/воеводами), провинции – на уезды (во главе с земскими комиссарами), состоящие примерно из 2000 дворов.Областная реформа повлекла за собой изменения в аппарате управления: ратуша утратила свое значение и больше не была центральным казначейством страны, были упразднены областные приказы.К 1719 году основной единицей административного управления стала провинция (их насчитывалось около 50)В результате административных преобразований в России завершилось становление абсолютной монархии. Новая система управления позволяла Петру I контролировать страну с помощью аппарата чиновников, полностью подчиненных ему.Создание иерархии учреждений, а также регламентов, уставов и наставлений повлекло за собой формирование российской бюрократии. Эта бюрократия сосредоточила в своих руках значительную власть.

Петр I пытался бороться с всевластием чиновников с помощью фискалов и прокуратуры, однако иных форм контроля монархическая власть не предусматривала, поэтому контроль над бюрократией давал ничтожные результаты и при Петре, и при его последователях.В 1702 году был подписан указ, согласно которому управление городами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные дворяне. В поддержку интересов дворянского сословия были созданы дворянские советы, в которых заседали представители дворянства.

С 1705 дворянские советы приобрели статус обязательных.С 1699 года началась реформа городского управления. Появились бурмистерские палаты (советы избранных от города должностных лиц).

Со временем бурмистерская палата стала называться Ратушей.

Она контролировала сбором и доставкой в Москву государственных налогов, сборов и пошлин.В остальных городах органами власти стали земские избы и бурмистры.В 1720 году в Петербурге был создан Главный Магистрат по западноевропейскому образцу. Этот орган регулировал деятельность городских магистратов.В 1721 году Главным магистратом был подписан регламент, согласно которому все крупные города России разделялись на 5 классов, а население всех городов делилось на податное и неподатное.В 1724 г.

ратуши переименованы в магистраты. В составе магистратов были бургомистр (мэр, избирался населением) и ратманы (избранные из высших сословий под надзором воевод).В целом городская реформа не была завершенной, однако Петровские нововведения надолго стали основой системы городского управления в России.Основным недостатком реформы является противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые быстро подавили и взяли под контроль деятельность органов местного самоуправления.В следующей статье рассмотрим .Смотрите также:

реформы петра 1.

Реформа государственного управления 1699-1721 гг. Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г.

Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат.

Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия. Система государственного управления стала более совершенной.

Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности.

Были созданы контролирующие органы. Областная (губернская) реформа 1708-1715 гг. и 1719-1720 гг. На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую) , Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти.
Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти.

На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами.

Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа 1697 г. , 1719 г. , 1722 г. Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной.

Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных) , утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др. ) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы с 1699 г. Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами.

Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений.

Введение армейской дисциплины и воинских уставов. Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот.

В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед.

Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия. Церковная реформа 1700-1701г.

; 1721 г. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями.

Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались.

Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора. Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям.

Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе. Финансовые реформы Почти все царствование Петра 1 Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров.

Порча (уменьшение веса) монеты .

Копейка стано

Военные реформы Петра Первого.

Справка

В ходе военных реформ Петра была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки «нового строя» (воинские части, сформированные в XVII веке в России по образцу западноевропейских армий). Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.

Петром I была введена новая система комплектования регулярной армии.

В 1699 году вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 году. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов).

К концу царствования Петра численность всех регулярных войск, пехоты и конницы, составляла от 196 до 212 тысяч человек. Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота.

К 1700 году Азовский флот насчитывал более 50 кораблей. В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов. При Петре I армия и флот получили однотипную и стройную организацию, в армии были образованы полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры, дивизии и отряды, была создана кавалерия единого драгунского типа.

Для управления действующей армией была введена должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте – генерал-адмирала. Была проведена реформа военного управления.

Вместо Приказов Петр I учредил в 1718 году военную коллегию, в ведении которой находились полевая армия, «гарнизонные войска» и все «воинские дела». Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 года.

Первым президентом военной коллегии стал Александр Меншиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий.

При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал-квартирмейстером (помощника главнокомандующего). В ходе реформирования армии была введена единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика.

В основу службы и чинопроизводства Табеля о рангах была положена не родовитость, а личные способности.

Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов.

При Петре I пехота стала вооружаться ружьями с ударно-кремневым замком, был введен штык отечественного образца. Правительство Петра I придавало особое значение воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках, в течение 10 лет, начиная с 15-летнего возраста.

С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учредил ряд специальных военных школ.

В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы). Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге – Морскую академию.

Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал «недорослей» (детей дворянских).

Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры. Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск.

На основе опыта Северной войны были созданы наставления инструкции и уставы: «Статьи воинские», «Учреждение к бою», «Для полевой битвы правила», «Морской устав», «Устав воинский 1716 года». Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами).

В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления. Военная система, созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца ХVIII века.

В последующие после Петра I десятилетия ХVIII века русские вооруженные силы развивались под влиянием петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии.

Свое продолжение они нашли в боевой деятельности Петра Румянцева и Александра Суворова. Труды Румянцева «Обряд службы» и Суворова «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» явились событием в жизни армии и большим вкладом в отечественную военную науку. Материал подготовлен редакцией РИА Новости на основе открытых источников

12 реформ Петра I, о которых нужно знать каждому

1 февраля 201836 тыс.

прочитали4 мин.68 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы36 тыс. прочитали до концаЭто 53% от открывших публикацию4 минуты — среднее время чтенияПетр I является, наверное, самым активным и деятельным императором из всей династии Романовых. Это отображалось и в его обычной жизни, и в его реформах.

За все время он успел изменить почти все сферы жизни российского общества. Сегодня мы расскажем о самых главных преобразованиях Петра ВеликогоНужно сразу заметить, что почти все изменения связаны с тем, что Россия была в состоянии войны со Швецией с 1700 по 1721 гг., поэтому царю необходимо было упорядочить жизнь своей страны.

  1. Царь Петр изменил, ни много ни мало, систему государственного управления. Вместо Боярской думы и приказов были созданы Сенат — высший орган государственной власти, который принимал различные решения и законы, и Коллегии — высшие органы исполнительной власти, которые должны были выполнять решения Сената. За деятельностью этих органов следил сам царь с помощью фискалов, генерал-ревизора и генерал-прокурора.

Примечательно, что Сенат вместе с Юстиц-коллегией выполняли и функции органа высшей судебной власти.Сенат при Петре I

  1. Реформа армии считается одной из самых грандиозных в послужном списке Петра I.

    Во многом, это из-за того, что в первых боях Северной войны полки старого строя терпели поражения. Армия теперь становилась регулярной, что осуществлялось с помощью рекрутских наборов: каждый год от 20 крестьянских дворов избирался один юноша 15-20 лет, который зачислялся на пожизненную службу в русскую армию. Все солдаты теперь получали образование в специально основанных артиллерийских, инженерных, навигационных школах.

    Обеспечение армии велось на высшем уровне: были созданы не только оружейные заводы, но и специальные продуктовые учреждения для снабжения солдат, а также были введены единые мундиры зеленого и синего цветов.

Флот, который появился именно при царе Петре, к концу Северной войны был одним из самых боеспособных и хорошо оснащенных, как, впрочем, и вся русская армия.

Рекрут

  1. «Табель о рангах». Этот документ, который был принят Петром I в 1722 году, являлся главным способом дослужиться до дворянского чина. Суть Табели (в женском роде!) в том, что она делилась на 14 рангов (низший — 1-й ранг), в каждом из которых обозначались военные, гражданские и придворные чины, которые соответствовали друг другу. Например, должность титулярного советника (9-й ранг) соответствовала должности капитана в пехоте и камер-юнкера при дворе. Добиться повышения в ранге можно было только с помощью хорошей службы государству.

В этом документе был прописаны и формы обращения к каждому рангу: с 14 по 9 — Ваше благородие, с 8 по 6 — Ваше высокоблагородие, 5 — Ваше высокородие, с 4 по 3 — Ваше превосходительство, а 2 и 1 — Ваше высокопревосходительство.Табель о рангах

  1. Финансы были крайне необходимы строящейся армии. И царь Петр старался выжимать из страны каждую копейку.

    Поначалу были введены новые поборы и налоги: на продажу соли, алкоголя, дёгтя, на наличие бани, на ношение бороды, на дубовые гробы и т.д. Однако этих денег не хватало.

    Поэтому в 1718-1724 гг. была проведена ревизия населения, которая выявила почти 6 миллионов подданных. Это делалось для того, чтобы ввести подушную подать. Теперь налог платил не один двор, а каждый мужчина в семье независимо от возраста.

    Не облагались податью дворянство, духовенство и солдаты.

  2. При Петре I был настоящий «бум» в сфере образования.

    Открывались инженерные, математические, горные, медицинские и навигационные школы, с 1714 года — бесплатные цифирные школы для всего населения, гимназии, Академия наук. Притом, царь постановил, что дворяне обязательно должны были получить образование, а некоторых он даже отправлял учиться за границу.

Одна из первых цифирных школ

  1. В 1722 году был издан Указ о престолонаследии — невиданный документ, который отменял все предыдущие правила наследования трона.

    Теперь монарх имел право сам решать, кому отдать престол.

  2. В религиозной сфере император тоже успел много чего изменить.

    В 1721 году он упразднил патриаршество(патриарха не избирали с 1700 года) и заменил его Синодом — государственным органом церковного управления.

    Теперь всеми делами Церкви заведовал светский чиновник — обер-прокурор, а ее главой был сам император.

    Кроме того, Петр разрешил иностранцам открыто исповедовать свою веру, а также вступать в брак лицам разных конфессий.

Интересно, что сам Петр, издавший этот Указ, не успел назначить наследника, а в дальнейшем этот документ не раз приводил к кризису престолонаследия.

  1. Для более удобного и тщательного контроля положения дел на местах царь учредил губернское деление в России. В 1708 году страна была поделена на 8 губерний, которые делились на провинции, а те — на уезды.
  1. Всем известно, что царь по приезде из Европы начал всем подряд (кроме духовенства) рубить бороды и переодевать всех в европейское платье. Это было одним из первых шагов по внедрению европейской культуры.

    Затем Россия перешла со старого летоисчисления (от сотворения мира) на европейское (от Рождества Христова), а Новый год стали праздновать с елками и фейерверками 1 января.

    Еще Петром вместо пиров были учреждены ассамблеи — застолья с танцами, которые должны были теперь проводиться повсеместно. Стали также строиться здания в европейском стиле, художники начали писать картины в светском стиле.

  2. При Петре Россия перешла и к новой письменности.

    Вместо старославянских букв и цифр были приняты гражданский шрифт и арабские цифры.

А еще в русском языке во годы правления Петра появилось около 2,5 тысяч новых иностранных слов.

  1. В 1711 году в России стала издаваться первая печатная газета — «Ведомости».
  2. Петр I подарил стране новую столицу — Санкт-Петербург, а себе — новый титул Императора Всероссийского. С 1721 года Россия стала именоваться Империей.

Петр I в императорских знаках отличияПетр I, как мы смогли увидеть, провел поистине масштабные реформы в своей стране. Он сделал почти невозможное: страну со старым закоренелым строем и устоявшимися обычаями сумел изменить, притом, очень кардинально.

Как называются органы государственной власти, введенные вместо приказов?

пётр первый упразднил приказы, и ввел коллегии. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов [1] с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств.

В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены: Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский приказ, то есть ведала внешней политикой. Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот. Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых) . Основана в 1721 году. Камер-коллегия — сбор доходов государства.

Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства, Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств. Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.

Берг-коллегия — горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность) . Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда) . Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства) .

Занималась гражданским и уголовным судом.

Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод — управлял (а) церковными делами, заменил (а) патриарха.

Основан (а) в 1721 году. В состав этой коллегии/Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царём.

Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.

Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.