Законы о домашнес образовании


Законы о домашнес образовании

Закон о домашнем образовании


Еще несколько лет назад обучать ребенка на дому было возможно только в том случае, если он имел подтвержденную инвалидность. Сейчас родители могут перевести своих детей на домашнее обучение просто по желанию.

Получение знаний вне стен образовательных учреждений регламентировано законом Российской Федерации № 273-ФЗ. Обучающийся дома ребенок имеет право сдать экзамены после 9 и 11 классов. Это позволяет ему, как и всем остальным детям, поступать на равных основаниях в средние специальные и высшие учебные заведения.

Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:

  1. Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
  2. Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.
  3. Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;

Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение.

Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ.

Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство. Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений. В России признаны три формы домашнего образования:

  1. дистанционное.
  2. семейное;
  3. надомное;

Каждый из вариантов имеет свои особенности.

Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ.

У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика. В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании.

Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.

Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно.

Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.

Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

  1. На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
  2. Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
  3. Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
  4. Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.
  5. При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.

Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ.

Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.

Образовательное учреждение обязано:

  1. после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.
  2. обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
  3. оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
  4. проводить аттестации – промежуточные и итоговые;

Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

Учиться на дому может не только школьник-инвалид. Закон об образовании предусматривает возможность приобретать знания самостоятельно и в случае, если серьезных проблем со здоровьем нет. Тогда речь идет о семейном образовании.

Родители могут обучать ребенка сами или приглашать репетиторов или педагогов, в школу ученик приходит только на промежуточные и итоговые аттестации. На домашнее самообразование детей переводят по нескольким причинам, основные из них следующие:

  1. Высокий уровень умственных способностей. Общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, поэтому сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках не интересно. Это негативно сказывается на процессе учебы;
  2. Религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу.
  3. Характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье учеников. Избежать этого помогает самообразование;
  4. Частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, музыкой. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в спортшколах, секциях, из-за соревнований и конкурсов не могут каждый день ходить в обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9 или 11 класса.

Переводя здорового ребенка на домашнее обучение, необходимо в первую очередь учитывать его желание.

Многие дети отрыв от коллектива переносят очень болезненно.

Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:

  1. Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
  2. Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
  3. Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.

При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом.

Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты.

Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний. При домашнем обучении в России закон предусматривает:

  1. обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.
  2. возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;

В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации.

Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.

Получение школьных знаний с помощью интернета подходит тем детям, которые могут самостоятельно контролировать учебный процесс. Контакт с преподавателями происходит через системы телекоммуникации или очно. Практически нет единого плана дистанционного получения знаний, технических средств и специальной методической литературы.

Но постепенно появляются частные учреждения, готовые работать со школьниками дистанционно. У обучения ребенка вне стен традиционной школы есть свои плюсы и минусы. Основные преимущества получения школьных знаний дома:

  1. Возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна.
  2. Более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию.
  3. Отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии.
  4. Возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков.
  5. Больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т.д.
  6. Выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов.

При семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.

К самым явным минусам домашнего получения знаний относят отсутствие социальной адаптации, особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий, а также необходимость контроля со стороны родителей.

Закон ФЗ-№273 не совершенен, поправки в него вносятся практически ежегодно. Основная причина вносимых корректировок – несоответствие разработок закона реальному состоянию образования в РФ.

В новых поправках существенных изменений, касающихся среднего и общего школьного образования, нет.

Единственное, что заслуживает внимание, – это то, что правительство на законодательном уровне закрепило такие формы обучения как семейное, сетевое, дистанционное. Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов2НаградитьНравится

  1. |

Всё, что нужно знать родителям о семейном обучении

0

0 В семье формируется личность человека.

Заботливые родители желают дать детям хорошее образование. Многие хотят самостоятельно заниматься воспитанием, прививать необходимые качества, формировать нормы поведения.

Если вы решили учить ребёнка вне школы, возникает масса вопросов.

Что представляет собой семейное обучение? Куда обращаться? Стоит ли переходить на новую образовательную форму? Рассмотрим подробно суть понятия, плюсы и минусы в этой статье.

Семейное обучение – нетрадиционная модель, которая набирает популярность в России. Оно подразумевает, что ребёнок осваивает образовательную программу самостоятельно, вне школьных стен.

Ответственность полностью перекладывается на родителей. Они сами контролируют процесс и результат. Для подтверждения усвоенных знаний ребёнок ежегодно проходит аттестацию в школе.

Тестирование можно сдать онлайн.

Министерство образования РФ , по которым в 2016-2017 году на семейном обучении состояло 8,5 тысячи детей. Согласно исследованию образовательной конференции EdCrunch, их количество в 2020 году возросло до 100 тысяч.

Эксперты прогнозируют ежегодный прирост учеников на 100% в год. Многие путают понятия семейного и домашнего обучения.

Действительно, в обоих случаях ребёнок не посещает школу. На практике эти образовательные модели имеют мало общего. Мы составили сравнительную таблицу, которая поможет наглядно увидеть разницу. Вопрос Семейное образование Домашнее (надомное) образование Причина перехода? Желание родителей Состояние здоровья Кто учит?

Желание родителей Состояние здоровья Кто учит?

Родители, наёмные репетиторы, онлайн-сервисы и онлайн-школы Школьные учителя На ком ответственность?

На родителях На школе гарантирует родителям свободу выбора, как обучать детей.

Решение может быть принято в соответствии с потребностями ребёнка или семейными обстоятельствами. Не требуются справки от врача или другие уважительные причины.

После окончания 9 класса подросток вправе выбрать тип обучения самостоятельно, по согласию родителей.

фиксирует форму семейного образования с правом последующего прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. Положение закона о семейном обучении предусматривает:

  1. уведомление органов самоуправления в сфере образования по месту проживания.
  2. написание родителями заявления о переходе на новую образовательную форму;

Никто не имеет права отказать родителям/законным представителям в выборе формы обучения ().

Уйти из школы на СО и вернуться в школу обратно можно в любое время по желанию родителей. Это прямо прописано в законе – никто не может вас остановить или принудить.

Поэтому если вы выбрали семейную форму образования, и вам она по какой-то причине не подошла, спокойно возвращаетесь в школу. Семейное обучение можно попробовать без официального расторжения связей со школой, например, на пару недель «заболеть» или уйти на месяц на заочку «по семейным обстоятельствам», – Руслан Ткаченко, эксперт в области образования, воспитания, работы с молодёжью; двое детей на семейном образовании.

Несмотря на то, что родители вольны в выборе типа образования, этот вопрос желательно согласовать с ребёнком. Отсутствие необходимости посещать школу не освобождает от учёбы. Напротив, малыш должен понимать всю серьёзность происходящего.

На него ложится большая ответственность. Нужно поговорить ребёнком и объяснить, что учиться придётся не меньше. Если мы говорим именно о переходе на семейное образование, когда ребёнок уходит из школы, очень часто случается так называемый период «расшколивания».

Когда ребёнок адаптируется, переходя на новую систему.

Школьная система построена на внешней мотивации, то есть ребёнок учится за оценки, за шоколадку, за поход в аквапарк и так далее. Он учится, не потому что ему хочется это делать. При переходе на семейную форму образования большинство родители хотят уйти от такой оценочной системы внешней мотивации, хотят пробудить в ребёнке истинный интерес к образованию и изучению нового материала.

С этим возникают определённые сложности, потому что система обучения у ребёнка уже неверно «настроена». Родителям следует быть готовыми к тому, что при переходе из школы домой такой период может занять определённое время. В моей практике были случаи, когда адаптационный период длился в течение года – ребёнок просто ложился на пол, говорил «я не хочу ничего делать и не буду».

Здесь выбор за родителями: или настоять, сломать, заставить или всё-таки вспомнить, зачем они ушли из школы. Дать возможность ребёнку мягко адаптироваться, довериться, поверить своему ребёнку и дождаться момента, когда он сам захочет заниматься, – Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, региональный представитель НАСО в Краснодарском крае, мама троих домашних детей. У любой системы есть свои плюсы и минусы.

Стоит ли давать ребёнку семейное образование?

Зная преимущества и недостатки, можно принять обдуманное решение.

При домашнем обучении ребёнку нет необходимости каждый день вставать в 7 утра.

Когда человек просыпается в удобное время, его организм не испытывает стресс. Можно подстроиться под естественные биоритмы. Родителям также не нужно вставать за несколько часов до работы, собирать завтрак в школу и провожать ребёнка. Особенно вопрос актуален для жителей мегаполисов, где на дорогу уходит по несколько часов в день.
Особенно вопрос актуален для жителей мегаполисов, где на дорогу уходит по несколько часов в день. Ограничение движения, которое существует в школе, ужасает — дети не двигаются вообще.

Если для вас важно физическое развитие и вы хотите выделить время на занятие спортом, посещение лекций, прогулки – семейное образование здесь тоже в огромном плюсе, – Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, мама троих домашних детей.

Все дети разные, с индивидуальными чертами характера и склонностями.

Семейное образование предоставляет родителям возможность углубленно обучать ребёнка тому, к чему у него талант.

Есть обязательные предметы, но степень их изучения может варьироваться. Если ребёнок хорошо справляется с математическими науками, стоит сделать упор на них. Случается, что некоторые предметы даются с трудом.

В таком случае можно отрегулировать количество часов, чтобы досконально объяснить маленькому ученику сложные моменты. Школьная программа, напротив, строго регламентирована, поэтому дети часто не успевают понять выборочные дисциплины. Гибкость семейного обучения хорошо заметна по программе домашней онлайн-школы «Фоксфорда».
Гибкость семейного обучения хорошо заметна по программе домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Там уже с 5 класса можно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, в который будут входить базовые школьные предметы и курсы по профильным дисциплинам, а также курсы для расширения кругозора ученика и развития «мягких навыков» (soft skills).

Для сравнения: в обычной школе профильное разделение начинается в 8-9 классе, и то не во всех школах.

Благодаря «Фоксфорду» ребёнок получает возможность развиваться в том направлении, которое ему интересно и пригодится в будущем.

А родителям не нужно самим объяснять сложные темы, делать вместе уроки и хлопотать на счёт аттестаций. активно идёт набор на 2020-21 учебный год — успейте зачислиться! Сбор средств на «школьные нужды» вызывает негодование родителей.

Кажется, эти деньги идут «в никуда».

При семейном обучении не придётся дарить подарки учителям, чтобы вызвать их благосклонность к ребёнку.

Семейное образование реализуется в тысячах разных вариантах, приглашать по каждому предмету репетиторов за большие деньги вовсе не обязательно. Признаться, я о таких случаях вообще не слышал. Теоретически, можно организовать семейное образование вообще без денежных расходов, хотя таких случаев тоже не встречал, поскольку, как правило, родители которые взяли на себя ответственность за образование ребёнка, хотят предоставить ему лучшие возможности.

А лучшие возможности, это, например, лучшие учебники, которых нет в библиотеках, и которые приходится покупать. Но в общем, учиться дома – вполне себе бюджетное удовольствие, – Руслан Ткаченко, эксперт в области образования и воспитания, двое детей на семейном образовании.

Плохой ремонт, холод, старая мебель – всё это присуще государственным школам. Дома можно обеспечить детей всем необходимым.

В комфортных условиях ученик сможет лучше концентрироваться на уроках. Проследите, чтобы ваш ребёнок занимался учёбой во время вашего отсутствия. Установите приложение «Где Мои Дети» из магазинов и .

Она проявляется в разных формах: по материальному положению, статусу, полу. Из ребёнка могут сделать изгоя. Унижения поступают не только со стороны сверстников, но и от учителей.

Болезни, врождённые патологии тоже способны стать причиной того, что ребёнок будет чувствовать себя не таким, как все. При семейном образовании можно избежать детских психологических травм.

Сверстники бывают жестоки. Неприятие коллективом навсегда остается в памяти ребёнка.

В подростковом возрасте формируется восприятие себя и окружающего мира. Ребёнок пытается найти своё место в социуме. Если в этот период коллектив сделает его изгоем, ему будет сложнее стать успешным человеком.

Религиоведение должны преподавать теологи. Однако зачастую в школах этим занимаются представители Православной Церкви.

При семейном обучении подача предмета будет непредвзятой. Родители не способны проследить, что ест ребёнок в школе.

Столовские блюда далеки от идеала. Вкусная домашняя еда, приготовленная с любовью, однозначно лучше. Правильное питание – залог крепкого здоровья. Чтобы оформить семейное обучение, лучше заключить договор со школой. Так как чётких требований по его содержанию не предусмотрено, желательно проконсультироваться с юристом.

Так как чётких требований по его содержанию не предусмотрено, желательно проконсультироваться с юристом. На изучение правовых вопросов потребуется дополнительное время. Особенные трудности при переходе возникают в небольших городах, далёких от мегаполисов.

Это трудности юридического характера, связанные с тем, что чиновники, сотрудники школы и Департамент образования зачастую просто не знают законов, не знают как правильно оформлять документы, не приветствуют семейную форму образования и относятся к ней с негативом. Они вводят родителей в заблуждение, обязывают прикрепляться к школе, сдавать там каждую четверть аттестации, всячески ущемляют права ребёнка.

Связано это с тем, что в нашей стране законодательство имеет очень расплывчатые формулировки относительно семейного образования, – Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, мама троих домашних детей.

Если ребёнок уже учился в школе, ему будет трудно перестроиться. Многие родители ошибочно пытаются выстроить дома такой же порядок, как в школе. В этом нет необходимости. Создавать такую же среду дома нелогично.

Члены семьи должны быть морально готовы к повышенной ответственности. Многих пугает то, что они не справятся. Возможны проблемы с авторитетом, если ребёнок ранее потерял уважение к взрослым.

Главный вопрос, занимающий родителей.

В коллективе ребёнок учится проявлять себя, излагать и отстаивать собственное мнение. Нельзя держать детей в изоляции. Семейное образование не предполагает ограничений в общении со сверстниками.

Эта проблема легко решается:

  1. общение с родственниками.
  2. посещение кружков, секций;
  3. времяпровождение на детских площадках;

Семьи, выбравшие самообразование для детей, часто объединяются для совместного досуга. Ребёнку будет намного проще находиться в кругу людей, с которыми есть много общего.

На секциях и мероприятиях он сможет общаться с теми детьми, которые ему по душе. Пресловутая социализация, на самом деле, в школе представлена в извращённом виде.

Общество, которое создано в школе, повторяется только в тюрьме или в армии, где люди собраны по одному признаку. Школьный класс — это дети одного возраста, живущие рядом.

Никого не волнует, нравится ли ребёнку одноклассники, хочется ли ему с ними общаться, сидеть за одной партой. На семейном образовании у детей не вырабатывается привычка терпеть коллектив, в котором ему не комфортно находится.

В будущем такой человек просто не будет работать на работе, которая не приносит удовольствие, не будет находится в коллективе, который ему неприятен, – Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, мама троих домашних детей.

Решение о переходе на семейное обучение должно быть обдуманным. Родителям следует быть готовыми к тому, что придется принимать активное участие в образовании ребёнка. На это требуется время и немалые усилия.

Ребёнок тоже должен быть в курсе предстоящих изменений. При принятии решения, обязательно нужно посоветоваться с ребёнком, обсудить ситуацию.

Даже в законодательстве написано, что родители могут забрать ребёнка на семейную форму образования только с учётом его мнения.

Но если мы говорим о начальной школе, то здесь, конечно, мнение родителей превалирует над мнением ребёнка.

Родители могут предоставить ребёнку аргументы, которые «перетянут» будущего ученика на родительскую точку зрения. Если мы говорим о средней и старшей школе, то решение о семейном обучении принадлежит именно ребёнку: ему тяжело дается материал, у него не сложились отношения в коллективе или он подвергся травле (буллингу) со стороны сверстников — причины самые разнообразные.

Чаще всего, просьба исходит от ребёнка, а родители просто на неё откликаются, – Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, мама троих домашних детей.

Чтобы перейти на семейное обучение, необходимо выполнить 7 шагов:

  • Поставить в известность органы управления образованием. Ребёнок не может просто бросить школу, тогда семьей заинтересуются органы опеки. Требование регламентируется .
  • Отчислиться из школы. Ребёнок должен быть отчислен, даже если планируется прохождение аттестаций в той же школе.
  • Составить договор. Благодаря этому документу можно избежать недоразумений с экзаменами.
  • Выбрать общеобразовательное учреждение для прохождения аттестаций, в уставе которого зафиксирована возможность принимать экстернов.
  • Организовать учебный процесс. На данном этапе составляется программа обучения, график консультаций, берутся учебники из библиотеки.
  • Обсудить детали с администрацией учебного заведения. Будет лучше, если в школе уже есть другие дети на домашнем обучении.
  • Подать заявление. Оптимальное время обращения – перед началом учебного года, когда составляется программа.

Трудности перехода на СО начинаются с выработки новой привычки: работать в отсутствие жесткой патриархальной руки учителя, мыслить и искать решения самостоятельно, не вовлекаться в суету классных дежурств и внеплановых собраний. Побуждение к самодисциплине может первоначально повергнуть в культурный шок. К тому же кому-то может показаться тяжелым столкновение с новыми технологиями обучения.

Однако умение учиться новому — это не только бездушные строчки в ФГОС, но и вполне жизненная необходимость, которую просто осмыслить на примере современных форм образования, в том числе семейной формы.

Фортуна любит храбрых, как и в любом деле, – Денис Хныкин, учитель истории домашней школы InternetUrok.

Составляется в двух экземплярах.

Форму можно получить в соответствующем учреждении или написать по собственному усмотрению. В ней указывается, что родители осведомлены о своих правах, а решение принято с учетом согласия ребёнка. Документ можно отправить почтой, онлайн или передать лично.

Обычно вопрос, как поговорить с ребёнком и что ему сказать — не стоит. Родители легко договариваются с ребёнком. Единственная ситуация, при которой может возникнуть реальная проблема — когда ребёнок сомневается и настаивает, что хочет ходить в школу.

На мой взгляд, это желание быть причастным «к стае», то есть нежелание быть белой вороной.

Ребёнку кажется, что все ходят в школу, он не знает вообще такую ситуацию, что можно в школу не ходить, его одолевает страх, что «я буду такой один».

Отличнейшее решение в этом случае – найти сообщество хоумскулеров у себя в городе, пообщаться, походить на какие-то встречи или в гости, подружить ребёнка с такими же детьми.

Показать ему других детей, которые не ходят в школу – очень важно, – Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, мама троих домашних детей.

Составляется на имя директора школы, в которой учится ребёнок. Шаблон можно получить у администрации. В документе указывается просьба о зачислении ребёнка в качестве экстерна с возможностью посещать лабораторные и практические работы, пользоваться библиотекой, проходить промежуточные аттестации.

Заключается между родителями и директором. Подается одновременно с заявлением. Содержит права и обязанности сторон.

Крайне желательно указать в нём график консультаций, в каком виде будут проходить аттестации, перечень предметов.

Родители могут дополнить договор другими пунктами по желанию, например, какие будут билеты на экзамен. Для школьников Московской, Свердловской, Ульяновской областей, Пермского края предусмотрено получение денег в качестве возмещения затрат на домашнее обучение.

В зависимости от региона заявление подается в органы управления или образовательное заведение.

После того, как документы оформлены, можно приступать к семейному обучению.

Перед проведением уроков родителям нужно будет дополнительно подготовиться:

  • Продумать календарный план. Обозначить учебные и выходные дни, время каникул.
  • Составить расписание. Родители могут поделить предметы на своё усмотрение. Некоторые из них требуют практических занятий, например, математика. Оптимальным вариантом будет чередование теории с практикой.
  • Уточнить образовательную программу. К концу года ученику необходимо сдать экзамены, однако чётких требований, какие знания и навыки он должен приобрести за время обучения, не прописано. Желательно обсудить этот вопрос с учителями, которые будут принимать аттестации.

Все учебные программы сейчас дополнены материалами для учителей (обычно это отдельная книга), также можно использовать рабочие программы по предмету (есть на сайте любой школы), чтобы распределить темы на учебный год.

Приучить ребёнка не сложнее, чем приучить себя к определённому распорядку дня. Расписание и тайм менеджмент в помощь, – Татьяна Турецкая, детский психолог, старшая дочь с 1 класса на семейном обучении. Ученик имеет право пользоваться школьной библиотекой.

Взять книги можно в начале года или по мере необходимости. Учителя, которые будут принимать экзамены, могут подсказать список литературы.

Возможно, некоторые издания придется докупить или скачать электронную версию. Начинать лучше с чтения учебника.

Родитель и ребёнок могут делать это по очереди.

Затем обсуждаются непонятные слова, выделяются главные идеи. Главное, чтобы ребёнок понял суть.

Если в процессе возникают вопросы, можно поискать ответы на них в интернете. Основные моменты следует конспектировать. Мы учимся по программе Русской классической школы: вся грамматика по Ушинскому, арифметика по советским учебникам.

В конце года дочка допроходит темы для сдачи аттестаций. Программа полностью платная. Это наш выбор. Можно было выбрать программу по ФГОС и тогда в РОНО обещали помочь с учебниками.

Также я видела в интернете электронные версии учебников и тетрадей, книг для учителей, – Татьяна Турецкая, детский психолог, старшая дочь с 1 класса на семейном обучении. Разнообразить обычные уроки можно с помощью видео.

В интернете есть много обучающих материалов.

Запись легко остановить для конспектирования, удобно перемотать непонятные моменты. Желательно, чтобы ученик начальных классов смотрел онлайн-уроки вместе с родителем, в средней школе — ребёнок вполне может справиться самостоятельно. Узнать, усвоил ли ребёнок урок, помогут проверки.

Можно дать самостоятельное задание, состоящее из вопросов или провести тест.

По предметам, которые требуют практических занятий, нужны письменные контрольные работы. В качестве домашнего задания ребёнку можно задать прочесть определённый материал, найти ответы на вопросы, решить задачи. Домашние задания должны быть направлены не на проверку, а на получение знаний.

Поэтому в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» если ученик не знает, как подступиться к задаче, он может взять подсказку, которая, возможно, покажет ему один из путей к решению. При этом он не боится допустить ошибку, ведь любое его действие, направленное на решение задачи, приведёт не к снижению оценки, а к получению нового опыта. И если выбранный путь привёл к неудаче — это не менее (а иногда и более) важно, чем попадание «в яблочко».

Так постепенно усваивается материал, а ребёнок перестаёт бояться сложных задач.

Расширяется горизонт собственных возможностей, и ученик достигает большего, чем в ситуациях, когда над ним висит угроза снижения балла. Контроль знаний же в нашей школе проходит во время контрольных и проверочных работ.

В тестах подсказок нет, – Ирина Фомичёва, руководитель по учебной работе «Экстерната и домашней школы Фоксфорда».

Если вы переживаете, что не сможете контролировать процесс выполнения уроков на семейном обучении или думаете, что ребёнок не будет заниматься, когда вас нет рядом – и узнайте, что делает ребёнок в течение дня. Виталий Лебедев, репетитор по истории и обществознанию, уверен, что школа тратит драгоценное время.

Педагог рекомендует родителям старшеклассников присмотреться к семейному образованию и советует, как правильно распределить нагрузку на день: В 10-11 классе родителям действительно стоит задуматься о переводе своих детей на семейное обучение.

Когда уже идет специализация, когда человек определил, какие предметы точно будет сдавать, а какие точно не будет – очень не хочется тратить свое время на множество отвлекающих факторов. И тут на помощь приходит семейное обучение. Школьник на такой форме получает самое драгоценное – время.

Есть вопрос с тем, как этим временем распоряжаться.

И в этом плане родители должны помогать своим детям. 1. Составьте расписание подготовки к определённым предметам – теоретическая часть, практическая часть, подготовка к сочинениям.

2. На подготовку к одному предмету можно выделить 60-90 минут и сделать перерыв.

Например, первые 45 минут полуторачасового занятия работаем над теоретическими вопросами, а другие 45 минут работаем над практическими заданиями. 3. После такого занятия определите время на отдых.

Небольшая прогулка, обед, выпуск любимого шоу на YouTube, социальные сети.

30 минут дайте мозгу перезагрузиться. Не воспринимайте это как трату времени.

Отдых – это точно такая же часть подготовки к экзаменам, как и решение задач. Не забывайте правило: побеждает не тот, кто тренируется много, а тот, кто тренируется правильно. 4. После перерыва поставьте в расписание другой предмет.

Например, первые 90 минут ребенок занимался математикой, вторые можно посвятить английскому.

Т.е. смените направление деятельности.

Таким образом в день можно поставить 3-4 занятия с перерывами на отдых. Конечно, есть индивидуальные особенности учеников, поэтому в каждом конкретном случае решать нужно индивидуально. Жесткие рамки и ограничения не нужны.

Нет смысла превращать дом в школу. Ребёнок сам способен решить, когда ему просыпаться, завтракать, приступать к урокам.

Мотивировать изучение программы можно тем, что пока задание на день не выполнено, нельзя заниматься любимым хобби или идти на прогулку. Перерывы между уроками родители согласовывают с потребностями ученика. Их длительность можно корректировать.

На мой взгляд, всё даже проще, чем организовать обучение ребёнка в школе. Необходимо каждый день водить ребёнка в школу, забирать днём, делать домашнее задание (которое не всегда понятно), поддерживать отношения с учителем и родителями одноклассников, мотивировать ребёнка ходить в школу, чтобы он там учился! И всё это не тогда, когда нужно семье, а когда требуют окружающие.

Выбор учебного материала отдан учителю: не всегда понятно зачем, как… Известно лишь, что надо уложиться в некие рамки, за которые ставят положительную оценку.

Похоже на рулетку: угадал – молодец, не угадал – ты плохой… Стоит также добавить, что для меня семейное обучение – это обучение ребёнка в семье, одним из членов семьи.

Сейчас часто встречается вариант, когда ребёнка забирают из школы и отдают репетиторам.

Это скорее похоже на суррогат частной школы, индивидуальное обучение: есть передача знаний, но нет усвоения семейных ценностей, – Татьяна Турецкая, детский психолог, старшая дочь с 1 класса на семейном обучении. Есть предметы, с которыми родители не в силах справиться. Для одних это математика, для других – иностранные языки.

Можно нанять репетитора или отдать ребёнка на курсы.

Одному родителю сложно ежедневно вести все уроки.

В качестве помощников можно привлечь других членов семьи, родственников.

Перед экзаменами необходимо пройти консультации в школе с учителями.

Это не занимает много времени. Там расскажут, как будет проводиться экзамен, какие главные вопросы нужно знать.

Случается, что оценка не отображает реальные знания ученика. Если экзамен провален, его можно пересдать. Нет смысла бояться, что вы не успеете пройти учебную программу.

В этом вопросе всё ровно наоборот. При работе дома (точнее вне школы) ребёнок проходит материалы по всем предметом сильно быстрее, чем все остальные.

Отсюда основная проблема семейников – чем занять свободное время. Поэтому сразу готовьтесь расширить списки посещаемых кружков и секций. Собственно, первый поток семейников, которые появились ещё в прошлом веке, это те случаи, когда ребёнок посвятил себя спорту или искусству.

Частые тренировки или репетиции, соревнования и концерты, плохо совмещались с учёбой в школе. Уже тогда стало очевидно, что школьную программу можно проходить в два раза быстрее, – Руслан Ткаченко, эксперт в области образования и воспитания, двое детей на семейном образовании. Идея о домашнем обучении приходит в голову родителям не просто так.

Возможно, вы просто хотите дать ребёнку более качественное образование, развить его таланты для достижения успехов в будущем.

Однако есть признаки, на которые стоит ориентироваться, принимая судьбоносное решение.

Семейное образование рекомендуется выбирать, если:

  • Семья часто переезжает. Сложно каждый раз адаптироваться к новому классу, ученикам и обстановке. Обучение в домашних условиях снизит стресс от регулярной смены места жительства.
  • Ребёнок вундеркинд. Школьнику, который значительно опережает в развитии сверстников, попросту скучно обучаться по стандартной программе. Он начинает баловаться, капризничать, затем и вовсе лишается интереса к учёбе. Дома он сможет реализовать свои возможности без ограничений.
  • У ребёнка много дополнительных кружков. Общеобразовательная программа – это необходимость, а хобби для души. Чтобы ребёнок был успешным в разных сферах, можно смело выбирать семейное обучение.

Задуматься о переходе на семейное образование стоит в том случае, если ребёнок профессионально занимается искусством или спортом, т.к. совмещение частых тренировок с занятиями в школе станет проблематичным по причине пропусков уроков и невозможности ознакомиться с пропущенным материалом в урочное время.

Частые путешествия, особенности здоровья, выдающиеся способности — все эти ситуации также можно рассматривать как серьёзные основания для перехода на СО, – Анастасия Чистякова, методист по химии домашней школы InternetUrok.

Екатерина Беседина, эксперт по семейному образованию, региональный представитель НАСО в Краснодарском крае, мама троих домашних детей. Я постоянно говорю родителям – самое главное, когда вы начинаете заниматься образованием своего ребёнка, подумайте, зачем вы это делаете, какая конечная цель перед вами стоит?

Если это цель получить «хоть какой-нибудь» аттестат, спокойно доучиться и выпуститься из школы — тогда школьная система вам подходит. Однако если вы ставите перед собой целью не столько получение школьных знаний, сколько воспитание личности, воспитание таких качеств как целеустремлённость, способность слышать себя, понимать свои желания, стоит присмотреться к семейной форме образования.

Если для вас важно, чтобы ребёнок начал «находить себя» с юного возраста, чтобы он понимал свои таланты, максимально раскрыл свой потенциал. Чтобы ребёнок не проснулся в 30-40 лет и не задумался о том, кем же он хочет стать и чем хочет заниматься на самом деле.

Школа воспитывает терпение. Лично я стараюсь в своих детях воспитывать умение слышать себя, делать то, что нравится и отказываться от того, чего делать не хочется.

Эта привычка переворачивает жизнь! Однако всё индивидуально. Не существует идеальной формы образования, идеальных методик, систем, подходов.

Важно найти своё, а для этого нужно правильно поставить цель, определить свои ценности и соотнести их с потребностями ребёнка.

Мой совет: определите свои ценности, пропишите цели образования и подумайте, каким путём можно этих целей добиться.

Если инструментом достижения является семейное образование – тогда стоит без страха и сомнений переходить на новую систему обучения. Семейное обучение становится популярнее с каждым годом. Причиной тому служит неудовлетворительное школьное образование, плохие условия, хулиганство.

Родители имеет право перевести ребёнка на новую форму по своему усмотрению, но с его согласием.

У домашнего обучения есть множество достоинств. Ребёнку обеспечены комфортные условия, внимательное отношение, забота. Благодаря контролю питания и активностей можно вырастить здорового сильного человека.

Однако есть и недостатки, которые, в основном связаны с новизной данного типа образования в российском обществе. Родителям необходимо брать на себя ответственность в полной мере.

Кроме того, семье придётся потратить время на изучение правовых вопросов и нюансов, связанных с переходом на семейное образование. 5 Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту Получить материалы Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик Закрыть Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Мобильное приложение «Где мои дети» Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.